В банковской системе любой страны во все времена существовала категория банков, имеющих привилегированное положение по сравнению с другими банками в отношении работы с органами государственной власти. Это привилегированное положение определяется, прежде всего, особым статусом таких банков – к их организационно-правовой форме добавляется формулировка «уполномоченный банк того или иного правительства». Особенности такого статуса, а также требования, предъявляемые к претендентам на его получение, особенно четко сформулированы в московском законодательстве.

В законодательстве отсутствует, как таковое, понятие уполномоченного банка. В общих словах, путем анализа нормативной базы, можно вывести следующее понятие уполномоченного банка – это кредитная организация, которой правительственными органами предоставлено полномочие на проведение банковских операций по поручению этих органов. Как правило, уполномоченные банки осуществляют расчеты бюджетными средствами или представляют интересы государственных органов в отношениях с международными финансовыми организациями. Уполномоченные банки аккумулируют на своих счетах движение средств органов власти.

Уполномоченный банк наделяется по сравнению с другими кредитными организациями дополнительными функциями, которые, в целом, свойственны и предусмотрены законодательством для всех кредитных организаций, но для их выполнения необходим статус уполномоченного банка. Несмотря на это, нельзя сказать, что осуществление определенных полномочий лишь уполномоченными банками носит дискриминационный характер по отношению к остальным участникам кредитных отношений. Критерии наделения банка статусом уполномоченного банка того или иного правительства являются объективными и зависят лишь от показателей деятельности самого банка, а не от субъективной оценки органа, наделяющего данным статусом.

Более того, сам статус уполномоченного банка, как видно из приведенного выше определения, подразумевает, что претендующий банк должен отвечать определенным требованиям. Ведь специфика деятельности уполномоченного банка состоит в том, что он, прежде всего, имеет дело с бюджетными средствами, и поэтому контроль за их правильным использованием является одной из приоритетных задач государственных органов. Определяя в законодательстве критерии наделения банков статусом уполномоченного банка правительства, законодатель пытается избежать допуска к операциям с бюджетными средствами недобросовестных участников кредитных отношений.

Как уже было сказано в начале статьи, наиболее полное регулирование вопросы, связанные с уполномоченными банками, нашли в московском законодательстве.

Годом официального создания института уполномоченных банков Правительства Москвы можно, пожалуй, считать 1 993 год. Именно тогда Правительство Москвы утвердило постановление № 525, которое по сей день, спустя 1 3 лет, является одним из основополагающих документов, определяющих порядок деятельности уполномоченных банков Правительства Москвы и условия их взаимодействия с органами власти г. Москвы. В этом же постановлении была сделана попытка дать законодательное определение понятия уполномоченного банка. Правда, определение это касалось лишь уполномоченного банка Правительства Москвы. Но, тем не менее, признаки, указанные в нем, могут быть использованы и при определении уполномоченного банка вообще.

Итак, согласно постановлению, под уполномоченным банком Правительства Москвы понимается банк, с которым администрацией города заключено специальное соглашение (договор) о финансовом, экономическом и организационном взаимодействии в различных сферах городских интересов Москвы.

Таким образом, можно вывести основные черты, характеризующие кредитную организацию как уполномоченный банк.

Во-первых, для осуществления банком функций уполномоченного банка необходимо заключение договора о взаимодействии с государственным органом, чьи интересы он будет представлять в дальнейшем. Однако, надо заметить, что, в любом случае, наделение банка статусом «уполномоченный банк Правительства Москвы» осуществляется соответствующим постановлением Правительства Москвы.

Во-вторых, уполномоченный банк и администрация города осуществляют финансовое, экономическое и организационное взаимодействие в различных сферах. Как определил в своем распоряжении № 1 353-РМ от 29 ноября 1 999 г. мэр Москвы, приоритетными направлениями взаимодействия двух сторон в Москве являются:

- поддержка и развитие предпринимательства, в т.ч. малого предпринимательства;

- реализация инвестиционных проектов;

- совершенствование системы безналичных расчетов;

- управление пакетами акций, долями города в предприятиях и организациях;

- развитие регионального рынка ценных бумаг и рынка ипотеки;

- выполнение банками функций агента Правительства Москвы, в т.ч. и на межрегиональном уровне;

- оказание информационной, экспертной и консультационной поддержки органам городского управления;

- объединение банковских ресурсов в целях решения общегородских задач.

Как видно из перечисленного, взаимодействие уполномоченных банков и органов власти Москвы направлено, прежде всего, на развитие финансовой сферы города.

Отдельно стоит упомянуть о совместном решении общегородских задач. Это относится, например, к участию банков в строительстве социальных учреждений сферы образования и здравоохранения.

И, наконец, в-третьих, возвращаясь к определению уполномоченного банка Москвы, стоит отметить такой признак как деятельность в интересах Москвы. Тем самым, законодатель четко разграничивает интересы государства в целом и отдельного субъекта в частности. Кроме того, опираясь на определение можно сказать, что уполномоченные банки действуют не в интересах отдельно взятого государственного органа, на выполнение работ с которым у них заключен договор, а в интересах всего города. Об этом необходимо помнить, как во время заключения соответствующего договора, так и во время выполнения работ по нему.

В дальнейшем данное определение подвергалось уточнению, и последнее на сегодняшний день определение уполномоченного банка была дано в распоряжении Мэра Москвы от 1 5.03.2004 г. № 64-РМ. В соответствии с ним под уполномоченными банками Правительства Москвы понимаются банковские учреждения, активно участвующие в реализации городских программ, имеющие утвержденную программу взаимодействия с органами городского управления, раскрывающие информацию о себе в порядке, установленном данным распоряжением, и удовлетворяющие определенным распоряжением критериям.

По сравнению с определением, данным в постановлении Правительства Москвы в 1 993 году, определение 2004 года является более полным, поскольку содержит четкие критерии, которым должен отвечать потенциальный уполномоченный банк. Более того, благодаря предусмотренной обязанности раскрытия информации статус уполномоченного банка становится публичным.

Как уже было отмечено выше, уполномоченный банк действует на основании заключенного договора с администрацией города. Однако включение, продление и прекращение действия статуса «уполномоченный банк Правительства Москвы» осуществляется постановлением Правительства Москвы по предложению Совета представителей уполномоченных банков при Мэре Москвы. Таким образом, договор лишь определяет условия работы уполномоченного банка, но не является основанием для наделения его таким статусом. Получение статуса носит, скорее, разрешительный, нежели уведомительный характер. Орган власти своим волевым решением наделяет либо отменяет статус уполномоченного банка.

Более того, уполномоченные банки обязаны ежегодно проходить процедуру подтверждения своего статуса, представляя тот же пакет документов, какой необходим и для получения этого статуса. В случае неподтверждения действие статуса «уполномоченный банк Правительства Москвы» приостанавливается.

Необходимым условием деятельности уполномоченного банка Правительства Москвы является наличие программы его взаимодействия с Правительством Москвы. Поэтому не случайно, что в течение месяца со дня выхода постановления Правительства Москвы о наделении банка статусом «уполномоченного банка Правительства Москвы» либо о подтверждении этого статуса уполномоченный банк обязан согласовать данную программу взаимодействия. Подтверждением согласования такой программы будет являться ее регистрация в Департаменте финансов Москвы. Вообще, этот орган является одним из ключевых во взаимоотношениях уполномоченных банков с администрацией города. Так, он осуществляет контроль за своевременным продлением банком своего статуса и информирует подразделения Правительства Москвы о приостановке действия статуса. Кроме того, именно Департамент финансов Москвы отвечает за ведение реестра уполномоченных банков Правительства Москвы. Что касается количественных ограничений в предоставлении статуса «уполномоченный банк Правительства Москвы», то их не существует. Основным фактором здесь служит реальная потребность города в наличии таких банков для решения задача территориально – отраслевого характера. Однако, исключение банка из реестра уполномоченных банков Правительства Москвы возможно лишь в случае лишения его такого статуса, что, в свою очередь, может произойти лишь в случае, когда банк перестает удовлетворять предъявляемым требованиям.

Прежде чем Правительство Москвы примет постановление о включении банка в реестр уполномоченных банков Правительства Москвы, Департамент финансов города рассматривает   заявление банка и представленные документы. К ним, в частности относятся:

- Устав (учредительный договор) банка, свидетельство о государственной регистрации, лицензии на осуществление банковских операций;

- Годовой бухгалтерский отчет, составленный в соответствии с требованиями Банка России (предоставляется также в электронном виде);

- Баланс и расчет обязательных нормативов, установленных Банком России, отчет о прибылях и убытках и расчет собственных средств (капитала) на 1 января текущего года (предоставляется также в электронном виде);

- Нотариально заверенное аудиторское заключение за предыдущий год;

- Оборотная ведомость по балансовым счетам второго порядка и расчет обязательных нормативов, установленных Банком России, отчет о прибылях и убытках и расчет собственных средств (капитала) на первые числа трех последних кварталов (предоставляется также в электронном виде);

- Оборотная ведомость по балансовым счетам второго порядка и расчет обязательных нормативов, установленных Банком России, отчет о прибылях и убытках и расчет собственных средств (капитала) на первое число месяца подачи документов (предоставляется также в электронном виде);

- Справка из Московского ГТУ Банка России об отсутствии нарушений банком требований по формированию обязательных резервов на возможные потери;

- Справка ФНС об отсутствии задолженности по налогам и сборам;

- Справка о зарегистрированном уставном капитале, структуре оплаченного уставного капитала;

- Справка об имуществе банка, принадлежащем ему на праве собственности, а также информация об учредителях (участниках) банка;

- Список 1 0 крупнейших акционеров (участников) банка с указанием доли в уставном капитале (заверено банком);

- Информация о ссудах и приравненной к ним задолженности, выданных основным акционерам (участникам) банка (заверено банком);

- Сведения об активах и пассивах по срокам востребования и погашения на первое число месяца подачи документов (предоставляется также в электронном виде);

- Список филиалов, отделений и дополнительных офисов, обслуживающих счета клиентов.

Копии документов должны быть подписаны уполномоченным лицом банка и заверены печатью, за исключением копии аудиторского заключения. Последнее должно быть заверено нотариусом.

Обязательным условием включения банка в указанный реестр является вхождение в систему страхования вкладов. Поэтому пакет документов, представляемых в Департамент финансов Москвы, должен включать выписку из реестра банков, выданную Агентством по страхованию вкладов.

Как уже было отмечено, банку необходимо согласовать и зарегистрировать в Департаменте финансов Москвы программу взаимодействия. Проект такой программы должен быть приложен к перечисленным документам. К слову сказать, невыполнение согласованной программы влечет за собой прекращение действия статуса «уполномоченный банк Правительства Москвы».

Если подача документов в Департамент финансов Москвы связана с подтверждением статуса «уполномоченного банка Правительства Москвы», то, помимо всего прочего, банку необходимо представить отчет о взаимодействии уполномоченного банка с Правительством Москвы и о результатах выполнения предыдущей программы взаимодействия кредитной организации с Правительством Москвы.

В дальнейшем уполномоченный банк Правительства Москвы ежемесячно предоставляет в Экспертный совет при Департаменте финансов Москвы два документа из приведенного списка в электронной и бумажной форме:

- Оборотную ведомость по балансовым счетам второго порядка и расчет обязательных нормативов, установленных Банком России, отчет о прибылях и убытках и расчет собственных средств (капитала) на первое число месяца подачи документов;

- Сведения об активах и пассивах по срокам востребования и погашения на первое число месяца подачи документов.

Процедура включения кредитной организации в реестр уполномоченных банков Правительства Москвы в общей сложности может занимать до четырех месяцев. Один месяц – представленные документы находятся на рассмотрении в Экспертном совете при Департаменте финансов Москвы и три месяца – вместе с рекомендациями Экспертного совета в Совете представителей уполномоченных банков при Мэре Москвы.

И только на основании рекомендаций Совета представителей уполномоченных банков Департамент финансов Москвы готовит соответствующий нормативно-правовой акт. Подобный акт может включать в себе все или одно из трех положений:

- о включении в реестр уполномоченных банков Правительства Москвы,

- о прекращении действия соответствующего статуса и

- о продлении действия статуса.

Что касается последнего, то законодательством установлен точный срок продления действия статуса «уполномоченный банк Правительства Москвы» - 1 8 месяцев. Не допускается продление действия на меньший, а тем более на больший срок. Для продления действия статуса банку необходимо предоставить пакет вышеперечисленных документов не менее чем за четыре месяца до окончания срока действия статуса. В случае непредставления банком соответствующих документов действие статуса «уполномоченный банк Правительства Москвы» прекращается.

Действие статуса «уполномоченный банк Правительства Москвы» также может быть прекращено в случае систематического нарушения критериев оценки кредитных организаций, принимаемых и входящих в состав уполномоченных банков Правительства Москвы. Как видно подобное нарушение должно носить систематический характер. Под «систематичностью» в законодательстве принято считать два и более раз.

Получается, что для исключения банка из реестра необходимо, как минимум, два зафиксированных нарушения критериев. Фиксацией подобных нарушений, думается, должны заниматься органы, уже упомянутые выше, а также Банк России, как главный надзорный орган в банковской сфере.

Перечень критериев оценки содержится в распоряжении Мэра от 29. 1 1 . 1 999 г. № 1 353-РМ и включает в себя следующие показатели:

- наличие генеральной лицензии на совершение банковских операций – не менее 3 лет;

- участие в системе страхования вкладов – с 1 ноября 2005 г.;

- минимальный размер собственных средств (капитала) банка – не менее 1 0 млн. евро. Для банков, подтверждающих статус «уполномоченный банк Правительства Москвы», данный критерий действует с 1 февраля 2007 г.;

- минимальный размер активов банка - не менее 1 ,5 млрд. рублей. Для банков, подтверждающих статус «уполномоченный банк Правительства Москвы», данный критерий действует с 1 февраля 2007 г.;

- отношение просроченной задолженности к суммарным активам банка, рассчитанным в соответствии с нормативными правовыми актами Банка России, - не более 3% и отношение просроченной ссудной задолженности к общей ссудной задолженности - не более 5%;

- положительные финансовые результаты деятельности (прибыль) за предыдущий год и за прошедший период текущего года;

- наличие положительного аудиторского заключения по итогам работы за предыдущий год;

- выполнение в течение шести месяцев, предшествующих дате рассмотрения заявки банка, обязательных нормативов, установленных нормативными правовыми актами Банка России (для вновь принимаемых банков);

- значение норматива достаточности капитала банка, то есть отношение объема привлеченных банком средств к объему собственных средств (капиталу) банка, (Н 1 ) – не менее 1 1 %;

- создание резерва на возможные потери по ссудам в соответствии с требованиями Банка России;

- благотворительная адресная деятельность банка на территории города. Имеется в виду именно адресная благотворительная помощь, а не общие пожертвования в фонды и иные благотворительные организации. Причем, адресат благотворительной помощи банка должен располагаться в Москве. Благотворительная деятельность должна быть подтверждена документально.

Любой банк, отвечающий указанным критериям, может претендовать на включение его в реестр уполномоченных банков Правительства Москвы. Основанием для отказа во включении его в реестр могут быть предоставление ложной информации либо наличие подтвержденных претензий со стороны клиентов банка.

Продолжение следует.