Производители сотовых телефонов, операторы сотовой связи, финансовые учреждения и многие другие игроки на рынке работают над тем, чтобы сделать из вашего телефона устройство для проведения платежей.

Поскольку мобильники давно уже вошли в когорту тех вещей, которые люди не могут оставить дома, как и ключи и кошелек, - почему бы не сделать так, чтобы телефон работал как кошелек, в качестве наличности или кредитной карты. Этот принцип, эта концепция стала важной темой на последней неделе конвенции CTIA Wireless 2006, которая прошла в Лас-Вегасе, освещенной объявлением PayPal о вхождении в мобильное пространство со своим сервисом PayPal Mobile.

Заявление PayPal иллюстрирует разнообразие возможных подходов в только лишь зарождающейся области мобильных платежей. В некоторых случаях, кредитно-карточные компании и банки пытаются внедрить радиочастотные технологии в телефоны, что позволит покупателям направлять свои сотовые на торговый терминал, который считает информацию о кредитной или дебетовой карте встроенной в телефон, для проведения операции.

Другие компании, как PayPal, предоставляют своим клиентам возможность управления своим банковским счетом через текстовые сообщения (SMS) мобильного телефона.

Еще одна категория участников рынка, как Obopay, хотят, чтобы клиенты создавали новые счета исключительно на базе мобильных телефонов, для передачи средств членам семьи или друзьям. Сервис в будущем планируется расширить до коммерческим операций.

В то время как подходы различаются, принцип остается одним: использовать преимущества сотовых телефонов, чтобы сделать платежи проще, безопаснее, и в купе с электронными купонами или лоялти программами, потенциально более полезными для потребителей. "Мобильная коммерция – это очень мощная идея", - говорит президент PayPal, Джеф Джордан. - "Для потребителей она дает возможность делать покупки в любое время".

В модели предложенной PayPal, 100 миллионов клиентов компании могут прикрепить свои счета к PayPal к номеру сотового телефона. Отсылая простой текст (SMS) в PayPal, они могут отправить деньги другу или совершить покупку в магазине, который доставит товар, как если бы это было обычной онлайновой операцией PayPal. Также можно осуществлять электронные пожертвования в пользу благотворительных организаций.

Пока PayPal привлекал внимание к себе на прошлой неделе, самая существенная работа была проведена в этой области по соединению кредитных и дебетовых карт с телефоном. И эта практика должна стать реальностью в США, группа банков и финансовых учреждений уже проводят тестирования и надеются выпустить продукт в этом году или к следующему.

Такие компании как Nokia, Cingular, Chase и ViVOtech работали над пробным вариантом Philips Arena в Атланте. В рамках программы тестирования они предложили существующим клиентам оператора Chase платить за еду и другие товары с помощью телефона, соединенного с чипом связи NFC.

Чип NFC, встроенный в заднюю панель мобильного телефона, передает информацию о кредитной карте владельца, когда находится на расстоянии нескольких сантиметров от считывающего терминала. Такой вид "бесконтактных" платежей позволяет людям платить без необходимости доставать кредитную карту или наличность из кошелька.

Том Залевски (Tom Zalewski), глава отдела платежей Nokia, говорит, что ранние результаты испытания, которое должно закончиться к концу хоккейного сезона в НХЛ, в целом положительные. "Люди с радостью принимают возможность пользоваться телефоном как платежным устройством, поскольку телефон все время находится с ними", - отмечает он.

Планы по введению данных о кредитных картах в мобильные телефоны следуют по пути новых кредитных смарт-карт, со встроенными чипами, таких как блинк-карт от Chase, которые позволяют пользователям для покупки проводить ею перед терминалом. Компания Chase уже выпустила 7 миллионов карт со встроенными радио чипами.

Тысячи продавцов и ресторанов, таких как McDonald's, CVS и KFC, уже начали устанавливать считывающие терминалы. На данный момент, однако, есть только один телефон, Nokia 3220, который поддерживает новый платежный чип. Другие компании как Samsung и Motorola пока еще работают над телефонами с возможностями электронного кошелька. Аналитики утверждают, что к 2010 году, половина проданных телефонов будут иметь подобные чипы. Большинство из них в основном как идея, однако степень защиты в таких телефонах должна превысить тот уровень доступный на данный момент в традиционных кредитных картах.

"Здесь есть большой потенциал. Если вы можете связать идею быстрого платежа с телефоном, и это будет безопасно и защищено, то это станет жизнеспособной платформой для цифровых платежей", - говорит Тим Баджарин (Tim Bajarin), аналитик из Creative Strategies. - "Но самым главным останется построить систему безопасности, которая будет непробиваема".

Лидеры индустрии говорят, что мобильные кошельки будут безопаснее традиционных кредитных карт, потому что данные будут кодироваться во время передачи и никто не будет видеть, ни действительного номера карты и держать ваш мобильный. Потерянные телефоны также проще обнаружить, чем кредитку, говорят адвокаты, и устройство позволяет заблокировать телефон с помощью кода. А если телефон будет украден, то связь счета с телефоном можно остановить, позвонив в банк.

Безопасность это не единственная проблема для новых мобильных кредитных карт. Банки все еще думают как разделять доходы произведенные телефонами. И для кредитных компаний, которые привыкли к пластику, которым пользуются их клиенты, необходимо найти ту "зону комфорта" для предоставления информации о клиентах своим партнерам.

Но Оливер Стили (Oliver Steeley), вице-президент Mastercard International, видит приближение эры мобильных платежей. На прошлой неделе он сообщил, что Mastercard позволяет своим партнерским банкам предлагать мобильные платежи через Nokia 3220 на основании испытания в течение следующих 12 месяцев.

Стили утверждает, что предложение услуг мобильных платежей скоро станет важным дифференциатором для банков. "Это - о предоставлении возможности банкам осуществлять переход на мобильные телефоны рентабельным способом", - говорит Стили. - "Если вы сможете избавиться от двух лишних секунд на операцию, это может быть главным". Но предложение платить с помощью телефона это не только скорость. Некоторые мобильные компании, подобно RocketBux и Mobile Lime, уверены, что потребителям нужна не только скорость, но и вознаграждение.

"Используя телефон для оповещения о распродажах, предоставление магазинных купонов или эксклюзивные вознаграждения, мы покажем потребителям ценность своих мобильных устройств в осуществлении покупок, говорит Боб Уэсли (Bob Wesley), исполнительный директор Mobile Lime, компании из штата Массачусетс предлагающей мобильные платежи.

В одном случае, покупатель может, проведя телефоном возле электронного аппарата в магазине, получить от него сообщение о проходящих акциях. Или после завершения операции, клиент может получить купон в ближайший магазин, оплаченный этим магазином.

"Мы создаем постоянное взаимодействие так, что все платежи, информация от продавцов оказывается у клиентов на их "кончиках пальцев", - объясняет Уэсли. - "Около 75 процентов домашних хозяйств принимают участие в программах лояльности и пересечение с мобильными телефонами пойдет только на пользу".

Другим преимуществом использования телефона над кредитной картой является то, что пользователи имеют больше возможностей управления счетом. Многие банки работают над тем, чтобы позволить своим клиентам проверять свой баланс, перемещать средства и оплачивать счета через телефон.

Не все компании пытаются соединить ваш существующий счет с мобильным телефоном. Obopay, проект который был запущен на прошлой неделе, предполагает, что клиенты будут создавать специальные мобильные счета, которые позволят, к примеру, родителям послать деньги своему ребенку.

"Это самый отличный способ передать срочные деньги своим друзьям или детям", - утверждает Кэрол Реалини (Carol Realini), исполнительный директор Obopay. "Ваша дочь может находиться в очереди в магазине и посылать вам запрос на $50, недостающих на покупку. Остается только нажать на некоторые кнопки и деньги отправлены".

Сейчас, если клиенты Obopay хотят что-то купить или использовать деньги со счета, они должны использовать параллельную дебетовую карту, соединенную со счетом Obopay. Но президент Obopay сказал, что компания будет внедрять радио чипы в телефоны, когда это будет возможно.

Пока все еще находится только в стадии начинания, многие компании утверждают, что эволюция мобильных телефонов может со временем и сместить наличные деньги и кредитные карты.

"Это только начало, но очевидно, что в скором будущем потребителям будет удобнее пользоваться сотовым телефоном как кредиткой", - говорит Том О’Доннел (Tom O'Donnell) старший вице-президент Chase Card Services. "Телефон это не просто устройство для звонков. Это устройство уже проигрывает музыку, воспроизводит видео, и есть возможность проведения платежей".