Исторически ВЭБ уже много лет выполняет функции банка развития. О том, что может потребоваться для создания нового банка и какие предложения уже существуют, обозревателю "Известий" Андрею Реуту рассказал председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев.

- На пресс-конференции 31 января 2006 года президент Владимир Путин сообщил о планах создания в России банка развития с уставным капиталом $2.5 млрд. Ранее Внешэкономбанк неоднократно заявлял о необходимости такого банка. Каким, по- вашему, должен быть банк развития?

- Давайте вспомним, в каком контексте президент сделал это заявление. Он упомянул задачу диверсификации российской экономики, перехода к инновационным путям ее развития. Президент делал акцент на создании в нашей стране особых экономических зон, принятии программы по поддержке высокотехнологичного экспорта, осуществлении федеральных целевых программ по созданию инфраструктуры для поддержания высоких темпов развития экономики, в том числе с использованием механизма концессий и принципов государственно-частного партнерства. Речь шла и о развитии российского фондового рынка. Все это в совокупности должно работать на повышение конкурентоспособности экономики России.

Содействие решению упомянутых общенациональных задач, собственно, и должно быть главной целью государственного банка развития России. Поскольку Россия является одной из немногих промышленно развитых стран, которая не имеет банка развития в классическом смысле, а потребность в таком банке сейчас чрезвычайно велика, то, полагаю, будет небольшим преувеличением сказать, что его создание стало бы выполнением важного национального проекта. К слову, планируемый уставный капитал данного института - $2.5 млрд. - это почти половина средств, выделяемых в нынешнем году из бюджета на осуществление выдвинутых президентом четырех приоритетных национальных проектов.

- Выступая на днях в Совете федерации, вы предложили готовый механизм создания банка развития на базе Внешэкономбанка, Росэксимбанка и уже существующего Российского банка развития (РосБР). Почему именно Внешэкономбанк может стать ядром новой структуры?

- Мы убеждены, что при реализации любого сценария создания в России классического банка развития необходимо прежде всего надежно обеспечивать интересы государства. В предложенной нами правительству концепции создания крупного национального института развития на базе Внешэкономбанка этот важнейший аспект получил вполне адекватное отражение. Что имеется в виду? Начну с того, что мы предлагаем такую схему решения поставленной президентом задачи в части капитализации будущего банка развития, которая позволит существенно сэкономить бюджетные ресурсы. Собственные средства ВЭБ на сегодняшний день уже соответствуют названному президентом размеру капитала банка развития. Что касается РосБР и Росэксимбанка, то без обращения к средствам федерального бюджета их дальнейшая капитализация практически невозможна.

- Получается, что государство сможет создать банк развития, ничего не потратив?

- По крайней мере бюджетных средств не потребуется. Государству не придется ни увеличивать бюджет этого года, ни предусматривать подобную сумму в бюджете следующего года. Мы изучали этот вопрос и пришли к выводу, что достаточно в виде правительственного распоряжения узаконить внесение этих средств в капитал Внешэкономбанка, а потом уже государство как собственник в виде имущественного взноса вносит этот актив в капитал новой организации.

- А по какой схеме может произойти объединение трех банков?

- В процессе создания государственного банка развития мы считаем оправданным не только вхождение Внешэкономбанка в капитал РосБР - нам уже принадлежит 94.6% акций Росэксимбанка, - но и полную передачу активов и функций этих кредитных учреждений вновь создаваемому институту, то есть их присоединение к ВЭБ. Я бы сказал, что в данном случае мы как бы переносим законы физики на экономическую почву - из нескольких тел наиболее крупное является центром притяжения. Такой шаг, на наш взгляд, позволит государству сконцентрировать внимание фактически на деятельности одного многофункционального банковского учреждения. Это, в свою очередь, существенно повысит эффективность контроля за функционированием государственной банковской системы в целом. 

- Имеет ли Внешэкономбанк необходимые ресурсы для создания банка развития - не только денежные, но и кадровые, интеллектуальные?

- ВЭБ сегодня - это уже готовый механизм для реализации крупных проектов развития в России. Наш банк исторически занимается тем, чем должен заниматься банк развития. В активе Внешэкономбанка реализация таких крупных проектов, как cтроительство "АвтоВАЗа", "КамАЗа", освоение крупных нефтегазовых месторождений в Сибири, строительство систем трубопроводов, возведение ряда крупнейших объектов за рубежом, Асуанская плотина, металлургический завод "Бхилаи", атомные электростанции в Индии и КНР и т.д. Только за последние годы Внешэкономбанк заключил около 80 соглашений по экспортоориентированным проектам на сумму более миллиарда долларов, в том числе финансирование проекта поставки двух самолетов Ил-96-300 на Кубу в рамках государственной поддержки экспорта.

Мы много работаем в российских регионах. Так, в соответствии с соглашением, которое мы подписали с администрацией Красноярского края в ноябре 2005 года, банк будет участвовать в развитии лесопромышленного комплекса Нижнего Приангарья - в реализации проекта строительства Богучанского целлюлозно-бумажного комбината. ВЭБ будет и финансировать этот проект, и выступит в качестве его финансового консультанта. Только для данного ЦБК необходимы инвестиции в 0.8-1 млрд. долларов при сроке окупаемости проекта в 7-11 лет. А вся программа развития Нижнего Приангарья оценивается в сумму до 25 млрд. долларов. Кстати, она будет осуществляться на принципах государственно-частного партнерства и станет, судя по всему, одной из наиболее масштабных программ, в финансировании которых совместно участвуют государство и частный сектор.

Еще одно направление нашей деятельности - долговая тематика. К сожалению, нашему государству в наследство от Советского Союза остались непогашенные долги крупных предприятий перед бюджетом. Государство получало кредиты за рубежом и финансировало закупку оборудования для предприятий самых разных отраслей. Объем этих неурегулированных обязательств составляет порядка $10 млрд. И эти кредиты до сих пор остаются непогашенными. Есть несколько банков, уполномоченных на взыскание этой проблемной задолженности. Но единственный банк, который показывает объемные положительные результаты погашения задолженности, - это Внешэкономбанк. Мы имеем хорошую команду антикризисных менеджеров, которые дотошно подходят к анализу финансового состояния предприятий, находят возможности для погашения долга, работают в судах и т.п. Эта функция тоже напрямую связана с работой банка развития.

- То, что ВЭБ имеет рейтинги на уровне государственных, может помочь созданию банка развития?

- Да, благодаря этому Внешэкономбанк может привлекать ресурсы за рубежом и соответственно делать их доступными для российских предприятий. Прежде всего ориентированных на экспорт продукции, на импортозамещение, на реализацию крупных проектов. Исторически у нас есть все основания заявлять о том, что мы уже являемся банком развития. В качестве примера можно привести первую кредитную синдикацию ВЭБа на внешнем рынке в 2005 году, когда банк впервые в российской банковской практике привлек денежные ресурсы по ставке ниже LIBOR плюс 1%.

- После создания нового банка развития как будет выглядеть структура, отвечающая за обслуживание государственного внешнего долга?

- Внешэкономбанк СССР как юридическое лицо сохранится. Другое дело, что функции управления Внешэкономбанком СССР будут переданы новому образованию. Условно говоря, Федеральному банку развития.

- То есть название вы уже придумали?

- В зависимости от сценария это может быть и Госкорпорация развития, Федеральный банк развития, а может быть Федеральный банк внешнеэкономической деятельности и развития, что позволит сохранить бренд "Внешэкономбанк". Дело правительства - принять тот или иной вариант. Но мы считаем, что наблюдательные органы, совет директоров должны возглавляться правительственными чиновниками самого высокого уровня. В свое время председателем совета директоров Российского банка развития был премьер-министр. 

- А как в других странах работают банки развития? Вы изучали их опыт?

- Мы опираемся на опыт нескольких стран. Например, в Германии с 1948 года существует банк KfW. Он был создан для того, чтобы поднять экономику послевоенной Германии, и успешно работает до сих пор. В нем есть департаменты, которые занимаются поддержкой экспорта, развитием малых и средних предприятий, экологическими проблемами, ипотечным кредитованием и т.п. В нашем понимании это похоже на национальные проекты.

Мы также тесно сотрудничаем с Госбанком развития Китая. Это банк, нацеленный на поддержку приоритетных отраслей промышленности, на выравнивание экономического развития регионов, на поддержку экспорта (при том, что в стране есть Эксимбанк). Еще один пример - Банк развития Казахстана. С этими банками мы тесно сотрудничаем в рамках Межбанковского объединения Шанхайской организации сотрудничества. Мы регулярно встречаемся с руководством этих банков, направляли туда своих сотрудников на стажировки и встречали их у себя. Во всех странах банки развития действуют на основании законов. Под них специально пишутся законы, и практически нигде контроль за этими банками не осуществляют банковские надзорные органы (центробанки).

- Какие еще крупные проекты вы реализуете в России?

- Не могу не отметить соглашение о сотрудничестве с Чеченской Республикой, а также подписанные буквально на днях аналогичные документы с Оренбургской и Ульяновской областями.

В первом случае мы будем предоставлять Чечне средства, в том числе те, которые намерены привлечь от иностранных партнеров, для восстановления ее экономики. Чтобы этой республике скорее интегрироваться в единое экономическое пространство юга России, необходимо помочь ей в создании новых производств, развитии строительной индустрии и транспортной инфраструктуры, создании новых рабочих мест, улучшении социально-бытовых условий жителей Чечни.

Мы давно сотрудничаем с Оренбургской областью, преимущественно в сфере сельского хозяйства. Однако в настоящее время мы завершаем проработку крупного инвестиционного проекта на сумму более 100 млн. долларов в сфере промышленности. Этот проект связан с реконструкцией производства отечественных бытовых холодильников с участием ведущих мировых компаний. Данный проект планируется к финансированию с участием национальных агентств экспортного финансирования Италии и Японии (SACE, JBIC).

Ульяновская область - один из динамично развивающихся регионов России. Здесь приоритетными сферами для финансирования являются сельскохозяйственный сектор, медицина, авиа- и судостроение. Напомню, что в Ульяновске на предприятии "Авиастар-СП" выпускаются самолеты семейства Ту-204, которые поставляются как российским заказчикам, так и на экспорт, например в Китай. Не исключено, что часть из них "улетит" на Кубу, в Иран. Чтобы обеспечить более высокую конкурентоспособность наших лайнеров, мы готовы осуществлять предэкспортное финансирование таких сделок. Организация финансирования экспортоориентированных проектов в реальном секторе экономики является ключевым направлением деятельности Внешэкономбанка, и здесь мы уже накопили неплохой опыт.

В августе 2005 года в рамках МАКС-2005 Внешэкономбанк подписал соглашение о сотрудничестве с ООО "Волга-Днепр-Москва", которое предусматривает долговременное сотрудничество по организации финансирования программы возобновления серийного производства самолета Ан-124-100 ("Руслан") на уже упоминавшемся заводе ЗАО "Авиастар-СП" в Ульяновске. Кроме того, мы будем взаимодействовать в рамках программы модернизации воздушного судна Ил-76 на авиационно-производственном объединении имени В.П. Чкалова в Ташкенте. Не скрою, что мы по-прежнему заинтересованы в приобретении пакета акций компании "Волга-Днепр".

К слову, ВЭБ является стратегическим партнером Объединенной авиастроительной корпорации, призванной укрепить позиции российских производителей авиатехники на отечественном и зарубежном рынках. Как известно, указ о ее учреждении недавно (21 февраля) был подписан президентом России. Эта корпорация будет работать на принципах государственно-частного партнерства. На нынешнем этапе мы уделяем большое внимание сотрудничеству с ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" в производстве российского регионального самолета RRJ.

- В ряде российских регионов планируется создать особые экономические зоны. Интересны ли такие начинания для Внешэкономбанка?

- Опыт многих стран свидетельствует о том, что такие зоны способны стать своего рода точками экономического роста. Это достигается благодаря созданию четких регламентов взаимоотношений государственных и частных структур, благоприятных налогового и таможенного режимов. Все это способно привлечь в такие зоны дополнительные инвестиции - не только государственные, но и частные. Важно, что мы начинаем с создания промышленно-производственных и технико-внедренческих зон. Их эффективная работа доказала бы оправданность ОЭЗ как инструмента реализации инвестиционных проектов, подъема и диверсификации российской экономики.

Руководствуясь этими соображениями, Внешэкономбанк заключил соглашение о сотрудничестве с Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами. Предусматривается, что представители ВЭБ будут оказывать агентству экспертное содействие на различных направлениях. Банк будет также участвовать в организации долгосрочного и промежуточного финансирования проектов и программ в особых экономических зонах. Как видите, Внешэкономбанк уверенно держит руку на пульсе экономической жизни страны.

Как показывает международный опыт, банки развития - это институты, которые ориентированы на содействие осуществлению государственной экономической и инвестиционной политики. Внешэкономбанк ориентирован на решение этих задач на протяжении всей своей истории. В качестве государственного банка развития ВЭБ сможет наиболее полно реализовать возложенную на него миссию.