В последние годы интерес банков к розничным операциям устойчиво растет. Сейчас нет банка, который бы не занимался ритейлом. Уже определились лидеры рынка, наработан опыт. Возвращается утерянное после кризиса 98 года доверие граждан к банкам.

Появление закона о Бюро кредитных историй – громадный шаг вперед.   Прозрачность информации о заемщиках, снижение затрат по ее проверке, создание реальных кредитных историй – все это выводит розничный банковский бизнес на новый уровень и приближает его к мировым стандартам.

Однако, в силу ряда причин, принятые законодательные документы не совсем стыкуются друг с другом.   В Государственной Думе ведется работа по внесению изменений в закон, приняты в первом чтении поправки, касающиеся согласия заемщика на передачу информации в БКИ и об обращении информации о кредитах, выданных до вступления закона в силу. Кроме того, сейчас вводится в действие большое количество новых нормативных актов так сказать, «в развитие сюжета». В частности, на сайте ФСФР размещен для обсуждения пакет документов, который будет принят в ближайшее время. В конце октября - начале ноября будет опубликован реестр БКИ, которого все ждут, и начнется реальная работа. Огромная подготовительная работа идет и в банках, она затрагивает все подразделения – от фронт-офиса до IT . 

Поэтому в конце ноября мы и проводим вторую конференцию, которая будет отличаться от первой именно своей практической наполненностью.

О чем именно пойдет речь – расскажут организаторы.

 -    Евгения, Светлана, это уже второе мероприятие, которое вы проводите с «Банкир.ру» по теме кредитных бюро. Чем вызван такой интерес к этой теме?

-    Привлекает все новое, это естественно. Сколько лет шли разговоры про то, что российской банковской системе не хватает этого института, что мы безнадежно отстали от цивилизованного мира. В самом деле, если вспомнить 90-е годы, когда почти половина выдаваемых банками кредитов была проблемной, а проценты – дикими, то необходимость в кредитных бюро действительно назрела. И вместе с ней – возникла необходимость в своевременном информировании банков о новой системе, которая априори не может не вызывать споров. Спорили и спорят о том, какой должна быть система   БКИ, кто должен ее курировать, нужно ли было делать ее коммерческой и проч. И при этом недостаток информации у банков наблюдается, который мы и стремимся восполнить.

-    Это при таком-то внимании журналистов к данной теме?

-    Да, потому что в прессе материалы даются нередко очень противоречивые, а мы на конференциях стараемся собрать информацию воедино, посмотреть на проблему с разных точек зрения. Мы считаем самым провальным мероприятие, где собираются академически нудные лекторы, все друг с другом соглашаются, говорят набившую оскомину банальности… Как один из организаторов, журнал «Консультант» считает важным для любого мероприятия представить разные точки зрения. Скажем, на первой конференции 11 августа, выступал представитель общественной организации защиты предпринимателей, который предупреждал о возможных последствиях, которые могу нести кредитные бюро. Что бизнесмены, отдавшие данные о себе, могут подвергнуться «прессингу» со стороны чиновников, или что информация будет попадать не в те руки. Один из аналитиков подверг критике те моменты законодательства, которые позволяют крупным банкам создавать бюро « на двоих», уничтожая тем самым главную идею – создания единого поля обмена информацией о заемщиках.

-    Чем вторая конференция будет отличаться от первой?

-    Прежде всего, будут представлены новые кредитные бюро. Мы даем им редкую возможность поговорить не только друг с другом, но и рассказать самой заинтересованной аудитории – банкам, о своих конкурентных преимуществах. Ведь пока непонятно, чем они будут отличаться друг от друга. К ноябрю надеемся, что, наконец, будет создан государственный реестр кредитных бюро, следовательно, будет ясно, кто туда попадет, и в каком направлении мы будем двигаться.

Один из основных вопросов, который мы будем рассматривать: как кредитные бюро будут относиться друг к другу, будут ли они партнерами или врагами, ведь от этого зависит, станет ли идея бюро успешной или она появилась на свет уже мертворожденной.

На конференции будут выступать как представители бюро, так и надзорного органа – ФСФР, которые объяснят, в чем именно будет заключаться функция службы и каких нарушений они ожидают. Выступят аналитики, которые сделают прогнозы, как отразится введение бюро кредитных историй на рынок кредитования. Будут очень интересные выступления о защите информации, об использовании электронной цифровой подписи, о том, как в условиях отсутствия БКИ банки проверяют своих заемщиков. И, кстати, не только банки! На конференции выступит представитель «Вымпелкома», который расскажет, как будет работать только что созданное крупнейшими операторами сотовой связи бюро по обмене информацией о недобросовестных абонентах.

- На ваш взгляд, каково в целом, отношение банков к появлению кредитных бюро? Как они вели себя на первой, августовской, конференции?

-    Отношение разное. На Банкир.ру мы специально сделали опрос на эту тему, как отразится эта система на рынке кредитования. К сожалению, пока мнения участвовавших в голосовании трудно назвать оптимистичными. Но для нас важно, чтобы банки не рассуждали по принципу «В Париже не были, но город не нравится», а получили возможность из первых уст узнать всю информацию и сделать для себя выводы, не ошибиться с выбором бюро. Когда мы проводили первую конференцию, то были удивлены, насколько банки нуждаются в информации, и пришлось искать дополнительные места, потому что зал был рассчитан на 100 человек, а пришло 160.

И основной критерий для нас - это благодарность участников, которые говорили, что многое для себя поняли после мероприятия, смогли задать все волнующие их вопросы авторам закона и тем, кому предстоит воплощать его в жизнь. Другого нам и не нужно, ведь довольные слушатели – главная награда для организаторов. Уверены, что конференция 21 ноября станет еще более яркой и познавательной. Приходите!

Светлана Пащенко

Евгения Евмененко