Анализ развития «карточных» отношений в мире позволяет сделать вывод, что эмиссия, например, кредитных карт никак не зависит от уровня доходов населения страны. Напротив, в странах с развивающейся экономикой, где доходы граждан находятся на среднем либо ниже среднего уровне, число выданных кредитных карт соответствует аналогичному показателю в развитых странах.

Количество карт, выпускаемых российскими банками, а также российскими представительствами иностранных кредитных организаций, продолжает неуклонно расти, тем самым, подтверждая прогнозы экспертов. Все больше россиян становятся участниками безналичных расчетов. И это не случайно – ведь расчеты с помощью пластиковых карт давно признаны одними из самых безопасных. В любом случае, уровень безопасности у пластиковых карт выше, чем у наличных денег: чтобы не случилось, при соблюдении владельцем карты элементарных условий сохранения конфиденциальности информации, деньги остаются на счете владельца, а не перетекают в карман злоумышленников. Тем не менее, опыт стран, где «карточные» отношения существуют достаточно давно и, соответственно, наблюдается высокий уровень безопасности, имеет ряд крайне неприятных примеров. Так, в США, стране по праву считающейся лидером по объему эмиссий банковских карт, только в прошедшем 2004 году около трех миллионов человек стали жертвами технологических махинаций с банкоматами и дебетовыми картами, а общий ущерб от таких махинаций составил миллиарды долларов. Поэтому, опираясь на мировой опыт, Банк России постоянно совершенствует законодательную базу с целью упорядочить отношения в этой сфере. Здесь стоит оговориться, что все акты Банка России касаются карт, выпущенных кредитными организациями, и не распространяются на карты, эмиссией которых занимаются некредитные организации (например, магазины, все чаще предлагающие своим клиентам воспользоваться подарочными купонами, которые, по своей сути, являются ничем иным, как предоплаченными картами).

Долгое время понятие банковской карты, как и многих других касающихся этих отношений понятий, отсутствовало в нормативных документах. Чаще всего, банки сами давали определение своим продуктам в заключаемых с клиентами договорах. Причем, это определение напрямую зависело от вида карты. Так, в одной и той же кредитной организации банковская карта в зависимости от заключаемого договора определялась как дебетовая или как кредитная карта, являющаяся персонализированным платежным средством, предназначенным для оплаты товаров, услуг и получения наличных денежных средств на территории России и за рубежом.

В целом, вышеприведенное определение банковской карты с небольшими корректировками применялось практически во всех банках. Однако отсутствие законодательно закрепленного определения банковского продукта, претендующего на ключевые позиции в списке оказываемых банками услуг, могло негативно сказаться на развитии карточных отношений у нас в стране. Все это продолжалось до тех пор, пока в конце прошлого года Банк России не принял Положение № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт».

Согласно указанному Положению банковская карта является видом платежных карт как инструмента безналичных расчетов, предназначенного для совершения физическими лицами, в том числе уполномоченными юридическими лицами (далее – держатели), операций с денежными средствами, находящимися у эмитента, в соответствии с законодательством РФ и договором с эмитентом. Таким образом, можно выделить несколько признаков банковской карты. Во-первых, она используется для осуществления безналичных расчетов. Во-вторых, держателями банковских карт могут быть как физические, так и юридические лица. В-третьих, денежные средства, с которыми проводятся операции, находятся у эмитента (т.е. в данном случае у банка). Причем, эти денежные средства могут принадлежать как самому эмитенту (если карта кредитная), так и держателю карты (в случае с дебетовой картой).

Если ранее банковские карты условно делились на кредитные и дебетовые (и как их разновидность – зарплатные) и не существовало какого-либо четкого, закрепленного в нормативном акте разделения банковских карт на виды, то со вступлением Положения № 266-П в силу кредитные организации вправе осуществлять выпуск трех видов карт: расчетной, кредитной и предоплаченной.

Наибольший интерес среди перечисленных видов вызывает предоплаченная карта. Если первые два вида банковских карт были известны и до появления указанного Положения, то в случае с предоплаченной картой можно сказать, что она является некоторым нововведением. Ее основное отличие от расчетной и кредитной карт заключается в том, что расчеты по ней осуществляются от лица кредитной организации – эмитента. Таким образом, если в случае с расчетной и кредитной картами расчеты производятся от имени держателя карты, то при использовании предоплаченной карты инициатором расчетов всегда будет выступать банк – эмитент. Предоплаченная карта удостоверяет право ее держателя требовать от кредитной организации – эмитента оплаты товаров, работ и услуг, а также выдачи наличных денежных средств.

Кроме того, держателем предоплаченной карты может быть только физическое лицо. Кредитная организация не может осуществить эмиссию предоплаченной карты для юридического лица либо индивидуального предпринимателя. При совершении операций с использованием предоплаченных карт договор банковского счета не заключается в отличие от использования расчетных и кредитных карт.

Расчетная карта является ничем иным, как аналогом дебетовой карты. Операции по ней проводятся за счет денежных средств, находящихся на банковском счете держателя карты, либо за счет предоставленного эмитентом овердрафта (кредита при недостаточности или отсутствии средств на счете). Условия пользования расчетной картой содержатся в заключаемом договоре банковского счета.

Все больше организаций переходят на систему перечисления заработной платы на карточные счета своих сотрудников. Эта система, разумеется, несмотря на имеющиеся недостатки и недоработки, все равно имеет преимущество перед выплатой заработной платы наличными в кассе организации. Работник бухгалтерии освобождается от обязательной поездки в банк с целью получения денежных средств – зарплаты сотрудников, а также от обязанности выплаты денег каждому сотруднику. Функции кассира при использовании системы перечисления заработной платы на карточные счета сотрудников сводятся к подсчету заработной платы и внесению необходимых данных в инсталяционный файл банка.

Однако организациям, желающим перейти на указанную систему выплаты заработной платы, стоит внимательно подойти к оформлению необходимых документов.

В соответствии с Трудовым Кодексом РФ место и сроки выплаты заработной платы в неденежной форме определяются коллективным договором или трудовым договором. Поэтому работодателю изначально надо предусмотреть в трудовом договоре с работником возможность выплаты заработной платы путем перечисления денежных средств на его карточный счет в банке. Поскольку заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы, то для ее перечисления на банковский счет необходимо заявление сотрудника с указанием этого самого счета. Данное заявление можно расценивать как согласие работника на такое перечисление.

В любом случае, по мнению представителей Федеральной инспекции труда, для применения системы перечисления заработной платы на карточный счет в банке необходимо четко выраженное согласие работника.

Держатели кредитных карт руководствуются положениями кредитного договора. Суть кредитной карты остается прежней – расчеты по ней осуществляются за счет предоставленного банком – эмитентом кредита.

  Кредитные карты значительно расширили сферу применения кредитов в нашей жизни. Если раньше банки предоставляли кредиты лишь на определенные цели, например, на покупку квартиры или автомобиля, то теперь с помощью кредитных карт у нас появилась возможность оплатить одолженными средствами за товары и услуги, в том числе и повседневного назначения. Так называемые потребительские кредиты становятся все более популярными. Как известно, спрос рождает предложение и, следовательно, банки стремятся завлечь потенциальных дебиторов выгодными и наиболее интересными условиями кредитования. В такой обстановке многие кредитные организации в своих рекламных кампаниях используют приемы, способные дать им преимущества перед другими участниками. И иногда эти приемы идут в разрез с законодательством РФ, в том числе и антимонопольным.

Чтобы избежать ситуации, когда банки, предлагая свои услуги на рынке кредитования, вводят потенциальных дебиторов в заблуждение, Банком России совместно с Федеральной антимонопольной службой было издано Письмо от 26.05.2005 г. за №№ ИА/7235 и 77-Т. Данное письмо носит рекомендательный характер, однако, несоблюдение его положений о порядке раскрытия информации о предлагаемом кредите может повлечь за собой наложение на банк административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч МРОТ в соответствии с п. 2 ст. 19.5 КоАП РФ.

Рекомендации, содержащиеся в Письме, касаются лишь выдачи банками потребительских кредитов, под которыми в данном случае понимаются кредиты, выдаваемые физическим лицам в целях приобретения товаров, работ и услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности.

По мнению Банка России и ФАС, еще до заключения кредитного договора до потребителя должна быть доведена информация, максимально полно раскрывающая все характеристики и последствия получения предлагаемого кредита. Кроме сведений, являющихся обязательными для указания при рекламе всего спектра банковских услуг (таких как наименование, регистрационный номер, место нахождения, телефон и веб-сайт банка), к подобной информации, в частности, относятся следующие сведения:

-           минимальный и максимальный срок и размер кредита,

-           примерный перечень документов для получения кредита,

-           порядок и сроки рассмотрения заявления о предоставлении кредита, а также условия досрочного погашения кредита,

-           порядок расчета и размер неустойки за просрочку платежа по кредиту,

-           способы погашения задолженности по кредиту.

Но наибольшую ценность для потребителя, безусловно, имеет информация, относящаяся к расчету всех возможных платежей по кредиту, расчет суммы процентов, а также график платежей по кредиту. Так, информация о расходах потребителя по потребительскому кредиту должна содержать следующие данные:

-           процентная ставка,

-           размер единовременной комиссии (например, за рассмотрение заявления о выдаче кредита),

-           периодические комиссии и другие платежи (например, за обслуживание ссудного счета),

-           условия досрочного погашения кредита,

-           основания взимания и размер неустойки,

-           тарифы по обслуживанию банковских карт,

-           платежи третьим лицам, связанные с предоставлением, использованием и возвратом кредита,

-           другие платежи.

Письмо от 26.05.2005 г. за №№ ИА/7235 и 77-Т не запрещает банкам использовать при доведении вышеприведенной информации до потребителей специальную банковскую терминологию. Однако в случае такого использования банку необходимо будет дать соответствующие пояснения, поскольку информация о потребительских кредитах должна быть понятна и лицам, не имеющим специальных знаний в этой области. Кроме того, такие пояснения должны быть доступны для всех без исключения, т.е. не требовать применения средств информационного-коммуникационных технологий.

Понятие банковских карт тесно связано с таким понятием как эквайринг, который определяется как деятельность кредитной организации, включающая в себя осуществление расчетов с предприятиями торговли/услуг по операциям, совершаемым с использованием банковских карт. Как было разъяснено ранее в Письме УМНС по г. Москве № 29-12/51251, при оплате товаров/услуг с использованием банковских карт обязанность покупателя по оплате товаров/услуг считается выполненной после пробития и выдачи чека ККМ. После того, как покупатель – держатель банковской карты произвел оплату за товары/услуги и получил чек, возникают отношения по оплате между магазином и банком. Терминалы для производства расчетов с использованием банковских карт не всегда принадлежат банкам – эмитентам используемых карт. И в этом случае расчеты с предприятиями торговли/услуг будут производить, так называемые, эквайреры (банки, клиентами которых не являются держатели карт).

В соответствии с Положением № 266-П кредитная организация, действующая в РФ, вправе одновременно осуществлять эмиссию банковских карт, эквайринг платежных карт и распространение платежных карт. Все это осуществляется на основании разработанных в кредитной организации внутрибанковских правил, обязательные требования к которым определены в Положении № 266-П.

Все вышеперечисленные нормативные акты, вслед за ФЗ «О кредитных историях», направлены на упорядочение отношений в сфере расчетов с использованием банковских карт. Можно сказать, что Россия находится пока в начале «карточного» пути, поэтому крайне важно для наших законодательных органов попытаться перенять положительный опыт зарубежных стран не только в сфере регулирования самих расчетов, но и по вопросу обеспечения безопасности осуществления расчетов с применением банковских карт.