Современные банкоматы умеют практически все: принимать коммунальные платежи, наличные, чеки, проводить операции по переводу средств на счета и даже печатать на сберегательных книжках. Все эти операции доступны рядовым пользователям западных стран. В России банкоматы в основном только выдают наличные. Для того чтобы переломить ситуацию, нужны значительные инвестиции и развитие инфраструктуры в регионах.
Позади Европы всей
Развитие сети банкоматов в России существенно отстает от развитых европейских стран. В России на сегодняшний день установлено около 20 тыс. устройств, что составляет 138 банкоматов на 1 млн населения. Для сравнения: в Европе эта цифра превышает 600, в Англии — 800, а в Америке более 1 тыс. банкоматов на 1 млн жителей.

Основным сдерживающим фактором развития банкоматной сети является, во-первых, значительная стоимость оборудования. Во-вторых — проблема развития инфраструктуры, катастрофически не хватает коммуникаций. В основном это касается удаленных регионов. Концентрация банкоматов в центральных и промышленно-развитых территориях достаточно высока. Банки «бьются» за места установки, отмечает Андрей Алексеев, директор департамента банковских систем ООО «Система». А вот региональная сеть банкоматов развита гораздо меньше.

Кроме того, следует учитывать динамику развития клиентской базы по платежным картам. Специалисты считают, что банковская сеть увеличивается пропорционально росту количества выданных платежных карт. При этом на пластиковые карты, существующие лишь в рамках зарплатных проектов, требуется значительно меньше банкоматов. В России пока что зарплатные карты значительно превосходят по численности платежные.

В то же время общая динамика развития рынка банкоматов в России очень велика. Их количество только за 2004 год увеличилось на 35%. Такими цифрами мало кто может похвастаться, подчеркивает А. Алексеев.

Банкоматы могут все
Банкоматы традиционно различаются по типу установки: внутри помещений — офисные модели, и через стену — уличные. Арина Олесюк, представитель по маркетингу московского представительства компании Diebold, Inc., рассказала, что в России почти не встречаются весьма популярные на Западе модели банкоматов, предназначенные для доступа из автомобиля, и так называемые «островные банкоматы». Они устанавливаются в удаленных, практически не охраняемых местах — заправках, придорожных офисах и т.д.

Банкоматы выполняют различные функции. Отдельные модели предназначены для выдачи наличных, так называемые кэш-диспенсеры. Они также могут осуществлять безналичные операции по переводу средств и работу со счетами, привязанными к карте клиента. Помимо этого существуют полнофункциональные банкоматы, которые еще называют «терминалами банковского самообслуживания». Спектр осуществляемых ими функций очень широк. Они позволяют не только выдавать и депонировать наличные, переводить платежи, но и использовать штрих-коды для осуществления платежей, проводить маркетинговые акции посредством мультимедиа и расширенных графических возможностей принтеров и многое другое, вплоть до печати на сберегательных книжках.

Именно функциональная сторона играет определяющую роль в стоимости банкоматов, отмечает А. Олесюк. Так, стоимость базовой конфигурации кэш-диспенсера составляет в среднем 15 тыс. долларов. Стоимость полнофункционального банкомата за счет увеличения размеров сейфа и добавления дополнительных устройств (конвертного депозитора, принтера выписок) увеличивается примерно в полтора раза. Полная комплектация всеми современными модулями, включая приемник наличных, устройство выдачи монет и т.д., повысит стоимость оборудования как минимум на 100—150%.

В России наиболее распространен банкомат с базовой функцией выдачи наличных, предназначенный для установки внутри помещений. Количество таких терминалов составляет не менее 40—45% от общего числа установленных единиц. Меньше распространены черезстенные кэш-диспенсеры, их количество не превышает 25—30%.

Жесткие требования безопасности
В настоящий момент на рынке в основном присутствуют и активно продаются банкоматы трех производителей: Diebold, NCR, Wincor Nixdorf, что соответствует и мировым тенденциям. При этом соотношение объемов продаж этих производителей в России ориентировочно соответствует ситуации на мировом рынке, подчеркивает А. Алексеев («Система»): «Правда, определенным образом выделяются Америка, Юго-Восточная Азия и Япония. В этих регионах существенную долю рынка занимают локальные производители. А число банкоматов в Японии близко к их количеству в остальном мире, однако поставки ведутся только производителями, почти не представленными на мировом рынке. Основную долю рынка занимают Fujitsu и Hitachi».

Стоимость банкоматов на российском рынке является одной из самых низких в мире. Однако следует учитывать требования к конфигурации этих устройств. В России они одни из самых жестких по уровню безопасности и соответствию параметрам международных платежных систем (VISA, MasterCard, EuroPay, American Express). Поставляемые в Россию банкоматы безопаснее, чем те, которые установлены в США. Последние зачастую оборудуются простейшими считывателями, не способными даже захватывать карты, рассказывает А. Олесюк (московское представительство компании Diebold, Inc.).

«Многослойный пирог» программного обеспечения
Современное программное обеспечение (ПО) банкомата представляет собой «многослойный пирог», в основе которого лежит операционная система.

А. Алексеев («Система») рассказал о том, что, учитывая последние тенденции развития рынка, это должна быть операционная система Windows, так как только она позволяет продавать клиентам дополнительные услуги помимо простой выдачи наличных денег. Поверх нее расположены системные драйвера для устройств, находящихся в банкомате (диспенсеры, принтеры, картридер, ПИН-клавиатура, другая периферия). Далее устанавливается прикладное ПО, специализированное под работу банкомата. Основным требованием для него является соответствие международным стандартам. Затем наступает очередь специализированного прикладного ПО, которое обеспечивает функционирование банкомата в нужной платежной среде (стандарты NDC, DDC, ISO, IFX). Дополнительное программное обеспечение позволяет, с одной стороны, реализовать функции, необходимые для предоставления новых услуг пользователям, с другой — банкам. Например, существует программное обеспечение ProView, осуществляющее мониторинг и администрирование терминалов самообслуживания. С помощью таких программ работники банков значительно снижают свои финансовые и временные затраты на обслуживание банкоматов, а также собирают статистические данные, которые впоследствии можно использовать для оптимизации обслуживания клиентов через устройства самообслуживания. Также существуют разработки, позволяющие использовать информационные терминалы и банкоматы для оплаты услуг.

Программное обеспечение позволяет проводить как оплату коммунальных платежей, так и любых других услуг по выбору клиента. С помощью такой программы можно осуществлять контроль и мониторинг финансовых транзакций, отслеживать их путь от терминала до банка. Есть программы, отвечающие за прием наличных денег (для так называемых сash-in устройств). Ряд ПО предназначен для обслуживания кредитных карт отдельного типа, например СБЕРКАРТ. Эта программа обеспечивает обслуживание микропроцессорных кредитных карт, выпускаемых Сбербанком.

Без POS-терминалов не обойтись
Сейчас трудно вообразить работу какого-нибудь крупного магазина без POS-терминалов, представляющих собой многофункциональную систему. POS-терминалы позволяют вести товарный учет, заказывать вовремя товар, производить инвентаризацию, отслеживать остатки, собирать большое число статистической информации о продажах.

Эта система может быть укомплектована разными вариантами сканеров, принтеров, клавиатур, мониторов. Все зависит от типа торговой точки и требований рабочего места. В основном распространены два вида POS-терминалов: моноблочные и модульные. Моноблочные сконструированы по типу «все в одном». При модульной конструкции функциональные узлы имеют отдельные корпуса, что дает возможность быстро производить ремонт и замену отдельных блоков, не снимая всей кассы.

Выбор конструкции POS-терминала главным образом зависит от специализации магазинов. Например, в магазинах non-food чаще используются моноблочные POS-терминалы, в продовольственных — модульные.

Дизайн и расположение составляющих POS-терминала на рабочих поверхностях кассового блока также имеет значение для заказчика. Замечено, что промтоварные магазины много внимания уделяют внешнему виду системы.

Функциональность POS-терминалов зависит от используемого программного обеспечения. Эксперты говорят, что в последнее время претерпевает изменение не только ПО для банкоматов, но и для POS-терминалов, что связано с требованиями современного рынка. Например, компания Hypercom какое-то время назад выпустила новую серию терминалов Optimum, которая отвечает не только современным техническим требованиям, но является оптимальным по соотношению цена — качество — дизайн. Среди изменений технических характеристик ПО для POS-терминалов А. Алексеев («Система») отметил следующие: повысилась скорость прохождения транзакций с 8 до 32 бит, увеличилась память с 256 Кб до 8 Мб, появилась возможность работы с чип-картами и т.д.

«Все новые разработки по ПО призваны удовлетворить те требования, которые предъявляются конечными пользователями POS-терминалов и международными платежными системами. В первом случае речь идет об удобном дизайне, стабильной работе, высокой скорости прохождения транзакций, во втором — главным образом о безопасности», — отметил А. Алексеев.

ПО должно поддерживать все торговые процессы: операции по приему денег, возврату, сторнирование, различные виды оплаты и т.д. Очень важна в настоящее время и возможность введения маркетинговых программ: скидок, бонусов, проведение всевозможных акций. Все чаще на кассовых узлах происходит не только оплата покупок, но и прием кредитных карт, коммунальных платежей, услуг операторов сотовой связи.

ПО должно быть в максимальной степени защищено от неправомочных действий кассира: воровства денег из кассовых ящиков или аннулирования чеков. Постепенно требования к функциональности ПО будут только увеличиваться.

Лидеры мирового рынка
По мнению аналитиков, существует три крупнейших рынка POS-терминалов, каждый из которых имеет свои отличительные особенности. Это рынки Юго-Восточной Азии, европейский и американский. Японцы, например, предпочитают моноблочные POS-терминалы. Их можно встретить даже в супермаркетах (в отличие от России). Конструкции таких систем более усовершенствованы. Европейцы в продуктовых магазинах используют классические модульные кассы. Американцы нередко выпускают одну и ту же систему в двух модификациях: одну большую, с солидным денежным ящиком, вторую — более компактную, наподобие европейских моделей.

Американские модели имеют большие интерфейсные возможности. Например, все POS-терминалы, используемые в России, подключают периферию через corn-порт, а на Западе наблюдается тенденция использования интерфейсов типа USB. POS-терминалы, выпущенные для американского рынка, имеют и тот, и другой интерфейсы. При этом нередко питание подается на периферийные устройства через порты, а не через отдельную розетку, что уменьшает количество кабелей и создает внешнюю презентабельность. Нагрузка на систему увеличивается, однако она компенсируется блоком питания более высокой мощности. Также сейчас существуют различные интерфейсы, позволяющие использовать аудио- и видеовозможности. На американском рынке все чаще табло покупателя заменяется на LCD-монитор для изображения рекламных роликов, а также для персонального маркетинга (чтобы информировать клиента о проводимых в магазине акциях, скидках и т.д.). Подобная практика распространена в Японии. В Европе такой подход не пользуется популярностью. До России, по всей видимости, он еще не дошел.