Российский аудит насчитывает немногим более 10 лет. Однако за этот непродолжительный период сформировалась аудиторская профессия и выстроился рынок аудиторских услуг. Накопленный отечественный опыт свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования национальной системы регулирования аудиторской деятельности и укрепления системы саморегулирования.

В своем докладе на заседании правительства РФ министр финансов РФ Алексей Кудрин привел экспертные оценки объема выручки 150 крупнейших аудиторских организаций. За 2003 год суммарный объем их выручки составил порядка 15 млрд рублей. Причем, как свидетельствуют статистические данные последних лет, этот рынок демонстрирует достаточно стабильный рост. Во всяком случае по результатам 2004 года также ожидается существенный прирост объемов услуг, оказанных аудиторскими организациями.

Правовая база аудита
Как известно, российское законодательство об аудиторской деятельности в настоящее время включает в себя следующие правовые документы: федеральный закон от 7 августа 2001 года №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»; федеральные стандарты аудиторской деятельности, утвержденные правительством РФ (16); нормативные акты уполномоченного органа — Минфина России. Развитие аудита в России получило ускорение после вступления в силу в 2001 году федерального закона «Об аудиторской деятельности».

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование аудиторской деятельности, был определен Минфин России.

По представлению Минфина правительство утвердило 16 федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, разработанных на основе международных стандартов аудита. Подготовлены к внесению в правительство еще 7 проектов таких федеральных правил.

В 2003 году профессиональным сообществом с участием Минфина принят Кодекс этики аудиторов России, определяющий основные принципы и нормы поведения аудиторов и аудиторских организаций.

Вместе с тем, накопленный отечественный опыт, а также отмечаемые в мировой практике тенденции развития аудиторской профессии свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования национальной системы регулирования аудиторской деятельности.

Еще в конце 2003 года в рамках административной реформы правительство РФ признало целесообразным постепенное прекращение выполнения федеральными органами исполнительной власти потенциально избыточных функций регулирования в области аудиторской деятельности. Предусматривалось, что в среднесрочной перспективе такие функции могут быть переданы саморегулируемым аудиторским объединениям.

Естественно, претворение таких планов в жизнь требует соответствующих изменений в действующее законодательство. Именно в таких целях по решению правительства РФ и был разработан Минфином законопроект «О внесении изменений в федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Законопроект согласован с Минэкономразвития, ФСФР, Минюстом и Минсельхозом. Документ одобрен Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, а также Комиссиями правительства Российской Федерации по административной реформе (3 декабря 2004 года) и по законопроектной деятельности (27 декабря 2004 года). Данный законопроект является примером слаженной и продуктивной работы органов исполнительной власти и профессионального сообщества.

Общая цель предлагаемых изменений в федеральный закон «Об аудиторской деятельности» заключается в существенном повышении качества аудиторских услуг, оказываемых российским компаниям, а также в повышении общественного доверия к аудиторской профессии.

Саморегулируемые организации
Поправки, предлагаемые в действующий закон об аудиторской деятельности, призваны обеспечить достижение трех следующих первоочередных целей: развития саморегулирования аудиторской профессии; уточнения функций государства в регулировании аудиторской деятельности; введения общественного надзора за развитием аудиторской профессии.

Что касается задач развития саморегулирования профессии, то они сводятся к укреплению СРО и повышению требований к ним, введению обязательного членства аудиторов в СРО (вместо лицензирования) и обеспечению внешнего контроля качества.

В законопроекте подробно описаны функции, права и обязанности саморегулируемых аудиторских объединений. Повышены требования к количественному составу членов саморегулируемых аудиторских объединений. В частности, в составе объединения, по мнению разработчиков законопроекта, должно состоять не менее 3 тыс. аудиторов или не менее 1500 аудиторских организаций.

При этом следует иметь в виду следующее обстоятельство, что в Минфин России поступают предложения повысить требования к минимальному числу членов этих объединений — до 4000 аудиторских организаций или 5000 аттестованных аудиторов.

Согласно законопроекту государственное регулирование аудиторской деятельности продолжает осуществлять правительство РФ. Оно же определяет и уполномоченный федеральный орган исполнительной власти государственного регулирования аудиторской деятельности.

За государством в сфере регулирования аудиторской деятельности остаются следующие функции:

  • выработка государственной политики;
  • издание необходимых нормативных правовых актов, включая организацию разработки и утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности;
  • анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации;
  • ведение государственного реестра саморегулируемых аудиторских объединений;
  • надзор за деятельностью саморегулируемых аудиторских объединений.

В законопроекте предусмотрен отказ государства от следующих функций в сфере регулирования аудиторской деятельности:

  • лицензирование аудиторской деятельности;
  • организация обучения и повышения квалификации аудиторов;
  • организация и осуществление внешнего контроля качества аудита;
  • аккредитация саморегулируемых аудиторских объединений;
  • ведение реестра аудиторов и аудиторских организаций;
  • выдача квалификационных аттестатов аудиторов.
Практически все перечисленные функции передаются саморегулируемым аудиторским объединениям.
Надзор за аудиторской профессией
Законопроект предусматривает введение совершенно нового механизма в систему регулирования аудиторской деятельности, а именно механизма общественного надзора за развитием аудиторской профессии.

Цель нового механизма — надзор за соблюдением представителями аудиторской профессии общественных интересов. А в круг его основных задач входит обсуждение вопросов государственной политики, рекомендация к утверждению проектов стандартов и иных нормативных актов, одобрение Кодекса этики и правил независимости, оценка деятельности СРО.

Цель введения общественного надзора состоит в том, чтобы каждое серьезное решение, затрагивающее судьбу аудиторской профессии, сопоставлять с интересами того самого потребителя, ради которого, собственного говоря, и трудится аудитор.

Изменения внесены и в Статью 3 «Аудитор», она теперь представлена в такой редакции:

1. Аудитором признается физическое лицо, соответствующее следующим требованиям:

1) наличие квалификационного аттестата аудитора; 2) безупречная деловая репутация, подтвержденная рекомендациями не менее трех аудиторов, включенных в Единый реестр аудиторов и аудиторских организаций не позднее 3 лет до дачи рекомендаций; 3) отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.

Законопроект предусматривает существенную переориентацию деятельности Совета по аудиторской деятельности, созданного в рамках федерального закона «Об аудиторской деятельности».

В настоящее время главная задача этого органа заключается в том, чтобы доводить мнение профессионального сообщества до регулятора аудиторского рынка. Однако, полагают в правительстве РФ, для эффективно функционирующего рынка этого явно недостаточно.

Совет по аудиторской деятельности призван стать органом, осуществляющим надзор за соблюдением профессией общественных интересов. Исходя из этого, основу Совета по аудиторской деятельности должны составить представители потребителей аудиторских услуг, включая аудируемых лиц, на долю представителей государства и профессии в Совете должно приходиться не более 30%.

В соответствии с законопроектом в интересах повышения статуса Совета предлагается, чтобы положение об этом органе утвердило непосредственно правительство РФ.

Внутренний аудит и МСФО
Кроме этого, есть другие проблемы, связанные с аудитом отчетности, составленной в соответствии с МСФО. До сих пор он остается услугой, сопутствующей аудиту, поскольку МСФО не придан статус законно применяющихся на территории РФ. Это связано с затянувшимся процессом принятия Закона «О консолидированной отчетности», который и должен наконец-то разрешить эту проблему.

Все изменения, внесенные в федеральный закон «Об аудиторской деятельности», напрямую связаны с принятием Закона «О саморегулируемых организациях» и смогут работать только в случае принятия второго закона.

В связи с развитием крупного бизнеса становится востребованной профессия внутреннего аудитора, причем одно из требований руководителей компаний к претенденту на занимаемую должность — наличие квалификационного аттестата аудитора. И здесь встает вопрос о продлении аттестата аудитора без выполнения одного из требований — участия во внешних аудиторских проверках. Специалисты служб внутреннего аудита кредитных организаций, вероятно, смогут не терять аттестат, занимаясь внутренним аудитом, поскольку требование к квалификации внутренних аудиторов прописано в Положении ЦБ РФ № 242-П, пункт 4.9.1.: «Кредитная организация укомплектовывает службу внутреннего контроля служащими, имеющими высокий уровень профессиональной квалификации и подготовки».

Развитие аудиторской профессии требует своевременного совершенствования ее правовой базы.