Продолжение. Начало: Моделирование межбанковских расчетов на базе математических объектов

 

При классификации системы расчетов необходимо отметить следующее. В каждой стране имеется электронная межбанковская система крупных денежных переводов (брутто-расчеты), а также система розничных операций, которая обслуживается традиционно клиринговыми палатами (нетто-расчеты). Таково наиболее общепринятое деление межбанковских платежей по принципам организации расчетов. Они также могут различаться по используемым инструментам и обслуживаемым сферам бизнеса. Так, сложились самостоятельные платежные системы по операциям с ценными бумагами, по валютным операциям, системы международных расчетов, системы с использованием пластиковых карт и др.

Брутто- расчет или расчет на валовой основе, предполагает, что в соответствии с каждым поручением или требованием проводится отдельная операция посредством соответствующего перечисления средств. Платежи исполняются последовательно по мере их поступления.

Нетто-расчет - зачет взаимных требований и обязательств, его также называют клиринговым или неттингом. Неттинг представляет собой расчет нетто позиций по встречным платежам согласно суммам, отраженным в расчетных документах двух и более участников расчетов на нетто-основе, в соответствии с порядком проведения расчетов.

Клиринг это процесс передачи, сверки и, в некоторых случаях, подтверждения платежей перед расчетом, возможно, включающий взаимный зачет платежей и определение конечного расчетного сальдо (нетто-позиции).

Нетто-позиция - вычисленная на определенный момент времени разница между суммой, отраженной в расчетных документах участников расчетов на зачисление денежных средств со счетов участников расчетов и суммой, отраженной в расчетных документах на списание денежных средств со счета данного участника для зачисления на счета участников расчетов. Положительная разница является кредитовой нетто-позицией, отрицательная - дебетовой нетто-позицией.

В целях ограничения возникновения рисков не уплаты участниками дебетовых нетто-позиций могут использоваться: денежные средства, депонируемые участниками клиринга у оператора платежной системы; денежные средства специально созданных участниками расчетов фондов. Основанием для создания фонда и выхода из него, а также использования средств фонда участником фонда, является соглашение между оператором системы и участниками фондов.

Системы брутто-расчетов различаются по скорости и порядку проведения расчетов. Расчеты на валовой основе могут проводиться непрерывно в течение дня, а могут осуществляться в заранее определенный период времени. Это определяет деление брутто-расчетных систем на расчеты в режиме реального времени и расчеты с периодической обработкой платежей.

Системы нетто-расчетов различаются по способу проведения зачета требований и обязательств на: двухсторонний зачет и многосторонний зачет.

Нововведения в функционировании некоторых систем расчетов завершились созданием смешанных систем, сочетающих быструю завершенность платежа систем валовых расчетов и более эффективное использование ликвидности, характерное для неттинговых систем. Основной чертой этих систем является частый зачет платежей в течение операционного дня с немедленным завершением расчета.

Проиллюстрируем потоки платежей при валовом и неттинговом расчете на примере расчетов между четырьмя кредитными организациями, условно называемых банками А, Б, С, Д (Рис. 4, 5,6), расчеты при совершении соответствующих операций приводятся в таблицах 1, 2,  3.

 

Таблица 1

 

Банк отправитель платежа

Банк получатель платежа

Сумма обязательств

А

Б

С

Д

А

0

90

40

80

210

Б

70

0

0

0

70

С

0

50

0

20

70

Д

10

30

60

0

100

Сумма требований

80

170

100

100

 

Ликвидные средства схемы расчетов на валовой основе

 

 

 

 

 

450

Эта схема расчетов  требует больше ликвидных средств, всей платежной системы, по сравнению со схемой расчетов на основе зачета требований между банками. Поскольку зачисление и списание средств со счетов банков производится последовательно по каждому расчетному инструменту. В нашем примере при валовой системе расчетов банкам нужно произвести 9 расчетных операций, всем участникам платежей необходимы ликвидные средства в размере 450 денежных единиц.

Таблица 2

 

Банк отправитель платежа

Банк получатель платежа

Сумма обязательств

А

Б

С

Д

До двухстороннего зачета требований

А

0

90

40

80

210

Б

70

0

0

0

70

С

0

50

0

20

70

Д

10

30

60

0

100

Сумма требований

80

170

100

100

 

После двухстороннего зачета требований

А

0

20

40

70

130

Б

0

0

0

0

0

С

0

50

0

0

50

Д

0

30

40

0

70

Сумма требований

0

100

80

70

 

Ликвидные средства схемы расчетов на основе двухстороннего клиринга

 

 

 

 

 

250

Как видно на рис. 5, при двусторонних взаимозачетах количество межбанковских расчетных операций сокращается до шести, а потребность в ликвидных средствах уменьшается до 250 денежных единиц. Для реализации схемы двухстороннего клиринга банки могут использовать систему прямых корреспондентских отношений.

Проведение многостороннего клиринга предполагает наличие клирингового учреждения, на балансе которого учитывается межбанковский, многосторонний зачет требований и обязательств. Иллюстрация  потоков платежей при многостороннем зачете и расчете на чистой основе приводится на рис. 6. На этом рисунке по данным примера расчетов на валовой основе вычисляются чистые расчетные позиции банков, а затем происходит многосторонний клиринговый расчет.

 

Таблица 3

 

Банк отправитель платежа

Банк получатель платежа

Сумма обязательств

А

Б

С

Д

А

0

90

40

80

210

Б

70

0

0

0

70

С

0

50

0

20

70

Д

10

30

60

0

100

Сумма требований

80

170

100

100

 

Расчет чистой позиции

80 – 210
= -130

170 – 70
 = 100

100 –70 = 30

100 –100 = 0

 

Ликвидные средства схемы расчетов на основе многостороннего клиринга

 

 

 

 

 

130

 

При многостороннем зачете сокращается количество расчетов до трех, а потребность в ликвидных средствах – до 130 денежных единиц. При этом у банка Д нулевая позиция, банк  А является «нетто-плательщиком», банки Б и С – «нетто-получателями».

Для осуществления клиринговых расчетов кредитные учреждения (а в ряде стран, наряду с ними, и центральные банки) создают межбанковские организации – расчетные (клиринговые) организации (палаты).

Проведение платежей в клиринговых палатах позволяет значительно уменьшить баланс платежей и общую сумму обращающихся платежных средств. Клиринговая палата должна иметь счет в «расчетном» банке (как правило, это центральный банк), через который проводится окончательный расчет.

В течение дня до определенного времени в клиринговой палате происходит обмен платежными поручениями между банками-участниками, после чего вычисляются чистые позиции на основе многостороннего взаимозачета.

Клиринговый расчет может проводиться, с предварительным депонированием расчетных активов (денежных средств) или без их предварительного депонирования на начало сеанса клиринга. Проведение клиринга с предварительным депонированием денежных средств осуществляется в объеме расчетных документов, не превышающем суммы денежных средств, депонированных участником клиринга. В случае проведения клиринга без предварительного депонирования денежных средств нетто-позиция вычисляется по расчетным документам, объем которых не должен превышать суммы: встречных платежей в пользу участника клиринга. Кроме этого денежные средства для осуществления расчетов могут быть получены участником клиринга из специального фонда в пределах определенных лимитов. Фонд создается участниками расчетов и/или расчетной (клиринговой) организацией. Он используется участниками фонда при недостаточности денежных средств для завершения расчетов.

Проведение взаимозачета требует сбора воедино информации о входящих и исходящих платежах за определенный период времени. Поэтому возникает разрыв во времени между поступлением платежного инструмента и окончательным расчетом по счетам.

Выбор той или иной схемы осуществления расчетов (валовой, клиринговой) определяется балансом между экономией средств необходимых для расчетов и риском потери активов вызванных участием в определенной расчетной схеме.

Риски и принципы  системно значимых платежных систем

В платежных системах может возникать ряд рисков, которые оказывают отрицательное воздействие на  экономическую систему и участников расчетов.

Риск - стоимостное выражение вероятностного события, ведущего к потерям банком части своих ресурсов, недополучению доходов или произведению дополнительных расходов в результате осуществления финансовых операций.

Банком международных расчетов определяет следующие виды рисков, которые возникают в платежных системах [1]:

кредитный риск: риск, что контрагент в системе не рассчитается полностью по своим финансовым обязательствам в системе в срок или в любое время в будущем;

риск нехватки ликвидности: риск, что у контрагента в системе будет недостаточно средств для выполнения своих финансовых обязательств в системе в полном объеме в срок, хотя существует возможность, что он сможет сделать это в какой-то момент в будущем;

правовой риск: риск, что слабая правовая база или правовая неопределенность вызовут или усугубят кредитный риск или риск нехватки ликвидности;

операционный риск: риск, что операционные факторы, например, технические неисправности или операционные ошибки, вызовут или усугубят кредитный риск или риск нехватки ликвидности;

системный риск: риск того, что неспособность одного из участников выполнить свои обязательства или нарушения в функционировании самой платежной системы приведут к неспособности других участников системы или финансовых институтов других частей финансовой системы вовремя выполнить свои обязательства. Такое невыполнение обязательств может стать причиной распространения проблем с ликвидностью или кредитами и, в результате, поставить под угрозу стабильность системы или финансовых рынков.

Возникающие в результате реализации перечисленных рисков потрясения системно значимых платежных систем могут распространяться на всю национальную и международную финансовую систему и рынки.

Поэтому проблема минимизации рисков, защиты от их возникновения - международная.

Системно значимыми платежными системами Банком международных расчетов определены следующие системы:

-         платежные системы, через которые проходит значительный объем платежей;

-         платежные системы, которые проводят платежи на нетто-основе (как наиболее подверженные рискам);

-         платежные системы, через которые осуществляются расчеты по ценным бумагам, как оказывающие наибольшее влияние на финансовый рынок;

-         платежные системы, которые широко используются и не имеют систем, быстро их замещающих.

Системно значимая платежная система, как правило, должна отвечать хотя бы одной из следующих характеристик:

-         это единственная платежная система страны или основная система по совокупной стоимости платежей;

-         она обрабатывает в основном крупные платежи;

-         она используется для расчетов операций на финансовых рынках или для расчетов операций других платежных систем.

Если даже система на первый взгляд не является системно значимой, может быть вполне уместным соблюдение ею некоторых или всех Ключевых принципов, особенно тогда, когда она широко используется и пользователи не располагают готовыми альтернативными способами проведения тех же платежей.

Комитет по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов учредил рабочую группу по принципам и практике платежных систем для определения принципов, которые должны лежать в основе разработки и функционирования платежных систем во всех странах. В группу вошли представители центральных банков стран мира, находящихся на различных этапах экономического развития, а также представители Международного валютного фонда и Всемирного банка. Рабочей группой разработаны десять ключевых принципов для системно значимых платежных систем и четыре обязанности центрального банка по выполнению этих принципов. Указанные принципы и обязанности оформлены в виде доклада, состоящего из двух частей структурно разбитых на десять разделов.

В первой части данного доклада надежность и эффективность системно значимых платежных систем определяются, как фундаментальные цели государственной политики, устанавливаются десять Ключевых принципов структуры и функционирования подобных систем, описывается руководящая роль центральных банков в достижении поставленных целей, определяются четыре конкретные обязанности центрального банка.

Во второй части доклада содержится руководство по интерпретации и использованию этих принципов на практике. Она начинается с рассмотрения обстоятельств, в которых должны применяться Ключевые принципы. Затем дается более детальное описание Ключевых принципов и обязанностей с описанием опыта их эффективного применения в отдельных странах и общими примерами способов их интерпретации и реализации.

Цель доклада — помочь разработчикам, операторам и регуляторам системно значимых платежных систем сформировать мнение о стоящих перед ними политических и технических проблемах. Некоторые из этих проблем анализируются в серии врезок, содержащих конкретные примеры реализации идей, обсуждаемых в основном тексте.

Ключевые принципы предназначены для использования в качестве универсального руководства, стимулирующего разработку и функционирование более безопасных и эффективных системообразующих платежных систем во всем мире. Принципы излагаются в обобщенном виде с тем, чтобы их можно было применять во всех странах и обеспечить их долговечность. Они не являются проектом, для создания или использования какой-либо конкретной системы, но отражают те ключевые свойства, которыми должны обладать системно значимые платежные системы. Данные принципы, по мнению Всемирного банка, полезны для оценки и понимания характеристик системно значимых платежных систем и систем представляющих относительно небольшой системный риск, и должны применяться при первоначальной оценке платежной системы, при постоянном мониторинге их надежности и безопасности, а также при разработке проектов реформ.

Системно значимые платежные системы должны соблюдать все 10 принципов, два принципа (IV, V) содержат минимальные требования, которые Рабочая группа призывает превышать во всех системно значимых платежных системах.

Ключевые принципы для системно значимых платежных систем, формулируются следующим образом.

I. Система должна иметь хорошо обоснованную правовую базу в рамках всех применяемых юрисдикций.

II. Правила и процедуры системы должны обеспечивать участникам четкое понимание воздействия системы на каждый из финансовых рисков, которым они подвергаются благодаря участию в ней.

III. Система должна иметь четко определенные процедуры управления кредитными рисками и рисками нехватки ликвидности, устанавливающие ответственность системного оператора и участников и обеспечивающие надлежащие стимулы управления и ограничения этих рисков.

IV. Система должна обеспечивать быстрый окончательный расчет в день валютирования, желательно в течение дня и, в крайнем случае, к концу дня.

V. Система с многосторонним неттингом должна, как минимум, быть в состоянии обеспечить своевременное завершение дневных расчетов в случае неплатежеспособности участника с наибольшим индивидуальным расчетным обязательством.

VI. Используемые для расчетов активы предпочтительно должны быть требованиями к центральному банку; если используются другие активы, они должны нести небольшой или нулевой кредитный риск и небольшой или нулевой риск нехватки ликвидности.

VII. Система должна обеспечивать высокий уровень безопасности и операционной надежности и иметь резервные механизмы своевременного завершения обработки платежей в течение операционного дня.

VIII. Система должна предоставлять удобные для пользователей и эффективные для экономики способы совершения платежей.

IX. Система должна иметь объективные и публично раскрытые критерии участия, обеспечивающие справедливый и открытый доступ.

X. Механизмы управления системой должны быть эффективными, подотчетными и прозрачными.

Обязанности центрального банка по применению ключевых принципов, определяются Всемирным банком следующими формулировками.

А. Центральный банк должен четко определить свои цели в области платежной системы и обнародовать свою роль и политику в отношении системно значимых платежных систем.

Б. Центральный банк должен обеспечивать соблюдение Ключевых принципов системой, оператором которой он является.

В. Центральный банк должен осуществлять надзор за соблюдением Ключевых принципов системами, оператором которых он не является, и иметь возможность осуществлять этот надзор.

Г. Центральный банк должен сотрудничать с другими центральными банками и с любыми другими национальными или иностранными властными органами в применении Ключевых принципов для обеспечения безопасности и эффективности платежной системы.

Ключевые принципы кратко можно охарактеризовать следующим образом.

Первый ключевой принцип - система должна иметь хорошо обоснованную правовую базу в рамках всех применимых юрисдикций. Этот принцип является первоочередным и правовая база платежной системы является решающим фактором ее общей надежности, а также с тем, что система, не имеющая прочной правовой базы, и та, в которой правовые аспекты недопонимаются, может представлять опасность для ее участников. Принцип направлен на управление риском убытков, по причине неожиданного применения закона или нормативного акта или из-за невозможности принудительного исполнения контракта.

Пять из десяти принципов относятся к финансовым рискам (со второго по шестой). Термин «финансовый риск» покрывает спектр рисков финансовых операций — как риск нехватки ликвидности, так и кредитный риск.

Второй принцип связан с тем, что правила и процедуры системы должны давать участникам четкое представление о влиянии системы по каждому из финансовых рисков, т. е. риску ликвидности, кредитному и системному рискам, которые они несут в силу участия в системе. Этот принцип касается прозрачности и доступности правил и процедур системы, подчеркивая, как важно, чтобы они были ясными и понятными.

Третий принцип тесно связан со вторым и отличие состоит в том, что он касается правил и процедур управления кредитными рисками, устанавливающих ответственность оператора системы и участников и содержащих надлежащие стимулы для управления этими рисками и их сдерживания.

Четвертый принцип определяет построение системы таким образом, чтобы любой платеж, принятый системой для расчета, стал окончательным в день зачисления средств на счет получателя.

Пятый принцип касается систем, которые осуществляют расчеты на нетто-основе, и заключается в следующем: система в которой осуществляется многосторонний неттинг, должна, как минимум, быть способна обеспечить своевременное завершение ежедневных расчетов, в случае неспособности участника, с крупнейшим расчетным обязательством произвести расчет.

Шестой принцип направлен на устранение или минимизацию финансового риска, возникающего от активов, используемых для расчетов. Активы, используемые для расчета, предпочтительно должны быть требованиями к центральному банку либо иметь незначительный или нулевой риск.

Системно значимая платежная система должна быть построена и должна функционировать с высоким уровнем безопасности, операционной надежности, отвечающей ее целям и потребностям пользователей, - такова краткая характеристика седьмого принципа.

Восьмой и девятый принципы подчеркивают, что средства осуществления платежей, предлагаемые системой, должны быть практичными для пользователей и эффективными для экономики, и платежная система должна иметь объективные и публично объявленные критерии для участия, обеспечивающие справедливый и открытый доступ.

Десятый ключевой принцип относится к управлению. Эффективное управление подкрепляет все остальные ключевые принципы, поскольку именно оно определяет методы принятия решений и их выполнение. Управление должно быть эффективным, подотчетным и транспарентным, независимо от того, кто владеет и управляет системой - центральный банк или частный сектор.

Банк международных расчетов считает, что вышеназванные принципы могут служить руководством при выборе конкретных направлений развития платежных систем. При рассмотрении технологических проблем он, однако, избегает давать конкретные оценки. Быстрый технологический прогресс обеспечивает массу новых возможностей совершенствования платежных систем, например, путем расширения спектра доступных услуг или снижения их стоимости. Считается, что информация, изложенная в докладе, предлагает новые методы обеспечения безопасности и эффективности, и в дальнейшем будет оказывать значительное влияние на практическую реализацию Ключевых принципов. Однако в докладе отмечается, что трудно точно предсказать скорость и направление технологического развития информационных средств поддерживающих функционирование платежных систем.

Содержательно выполнение десяти ключевых принципов для системно значимых платежных систем и четырех обязанностей центрального банка по выполнению этих принципов, направлено на управление и оценку определенных видов рисков, возникающих в платежных системах. Однако, по нашему мнению, словесного выражения  структуры этих рисков и конкретной практики по их управлению, недостаточно для обоснования правильности принципов и их однозначного толкования. Кроме этого, на наш взгляд, структура рисков должна иметь количественное представление, т.е. выражаться при помощи математических объектов и формул. Поскольку, для однозначного понимания финансовых угроз связанных с реализацией рисков в платежных системах разных стран, принятые в системе функциональные принципы не должны зависеть от терминологических и языковых барьеров.

Риски по свей природе это события, имеющие вероятностные характеристики, поэтому для их расчета нами предлагается использовать математическую теорию исчисления вероятностей. Для расчета величин финансовых рисков необходимо определить конкретные интерпретации, исчисления вероятности, адекватно отражающие природу расчетных взаимоотношений. Следует также определиться с математическими объектами, выражающими исходные данные для расчета рисков, поскольку точность расчетов в значительной части зависит от характеристики исходных данных. По нашему мнению, природа двухсторонних экономических отношений может быть представлена в виде матриц, которые определяются  данными межбанковских расчетов.

Центральная часть платежной системы это алгоритмы проведения расчетных операций. Именно при урегулировании финансовых требований и обязательств, возникают риски финансовых потерь, поэтому автором статьи, предлагается выразить математическими формулами системы расчетов на брутто и нетто основе. Это позволит определить структуру рисков возникающих в платежных системах и предоставить инструмент для оценки величины этих рисков.

 

Окончание следует.