Продолжение. Начало: Перспективы мировой отрасли финансовых услуг в 2005 году - 10 важнейших вопросов

5. Трансформация финансовой деятельности

В большинстве банков финансовым департаментам приходится решать все большее число задач, связанных с ужесточением нормативных требований и своими обязательствами, относящимися к стратегии деятельности банка. В настоящее время для решения этих задач с сохранением приемлемого уровня издержек банки предпринимают фундаментальную реструктуризацию деятельности финансовых департаментов.

Растущая ответственность

К деятельности финансовых департаментов банков сегодня предъявляются высокие требования. Они вынуждены решать новые задачи, связанные с исполнением требований к соблюдению законодательства и составлению отчетности, включая требования, выдвигаемые Законом Сарбэйнса-Оксли, Базельским соглашением II и Международными стандартами финансовой отчетности. В частности, финансовым департаментам теперь отводится заметная роль в выявлении банковских рисков и управлении ими. И, по мере продолжения консолидации в банковском секторе, финансовые департаменты играют центральную роль в планировании и осуществлении поглощений.

Для решения этих задач, многие банки исследуют пути трансформации деятельности финансовых департаментов, вместо внесения в нее незначительных улучшений. В то время как значительная часть усилий сконцентрирована на приведении финансовых бизнес-процессов в соответствие с другими частями деятельности, существует особая заинтересованность в повышении эффективности и продуктивности. В этой области банкам все еще предстоит проделать существенный объем работы.

Нереализованные возможности

Исследование, проведенное в 2004 году «Burns e-Commerce» показало, что 53% финансовых директоров британских компаний из различных отраслей считают, что половина возможностей сокращения финансовых издержек все еще не использована. В определенной степени поиск путей совершенствования затрудняется повышением важности соблюдения нормативных требований, что привело к увеличению издержек финансовых департаментов и продолжительности цикла. Для использования этих возможностей финансовые департаменты все более охотно используют такие подходы, как централизация вспомогательных бизнес-процессов и привлечение внешних поставщиков, по крайней мере, для стандартных, трудоемких процессов. «Наилучшей практикой для финансовых директоров и казначеев является оценка издержек и потенциальных преимуществ привлечения сторонних поставщиков услуг», - говорит Дэвид Митчелл, заместитель руководителя Финансовой и казначейской ассоциации в интервью журналу «CFO». Банки все чаще прибегают к услугам сторонних поставщиков не только для снижения издержек, но также и для освобождения финансовых специалистов от рутинных операций с тем, чтобы они могли сконцентрироваться на своих основных задачах и достижении целей деятельности организации.

Финансовые департаменты также используют современные технологии для автоматизации бизнес-процессов и комплексного управления цепочкой поставок финансовых услуг. В последнее время значительное внимание уделяется быстро развивающимся средствам «бизнес-интеллекта», которые могут использоваться в целях финансового анализа, моделирования бизнес-подходов, прогнозирования и предоставления информации о результатах деятельности практически в режиме реального времени.

Банки также все в большей степени осознают тесную связь между кадровой политикой и эффективностью деятельности финансового департамента. Благодаря обучению, инструктажу и ротации кадров между подразделениями финансовые специалисты получают навыки, которые будут использоваться для того, чтобы идти в ногу с новыми законодательными и нормативными требованиями, а также для того, чтобы развить в себе особое бизнес-мышление, необходимое для работы в финансовом подразделении, более ориентированном на решение стратегических задач. Как отмечает журнал Management Magazine, «сейчас финансовые департаменты должны участвовать в разработке стратегии, а их деятельность должна быть нацелена на увеличение стоимости предприятия. Руководители финансовых отделов должны быть разносторонними специалистами и лидерами...» Поскольку внешние аналитики и акционеры обращают все большее внимание на работу финансового департамента, важнейшим фактором становится культура деятельности, ориентированная на клиента.

Многообещающие подходы

Несмотря на различия в деятельности, многие банки обнаружили для себя значительные преимущества следующих трех типов фундаментальной трансформации деятельности финансового департамента:

Пересмотр кадровых моделей

В крупных банках финансовая деятельность зачастую географически децентрализована, и отдельные подразделения имеют значительную автономию. За счет использования более централизованного подхода банки могут зачастую сократить штат на 10-15%, устранить необходимость в дублировании функций персонала в различных областях и установить четкую подотчетность между департаментом контроля, операционным департаментом и подразделениями банка. Все эти меры позволяют снизить издержки при одновременном улучшении контроля и повышении оперативности действий. Важнейшей задачей является обеспечение тесного взаимодействия между подразделениями и эффективности деятельности финансового департамента после ее централизации.

Реорганизация учета кредиторской задолженности и основных средств

В типичном финансовом департаменте 14% сотрудников могут быть занять выполнением этой довольно рутинной и трудоемкой работы. За счет передачи этой деятельности сторонней организации или создания централизованной внутренней службы, обслуживающей все предприятие, банки могут снизить издержки на 9-14%, а оставшиеся сотрудники финансового подразделения могут лучше сконцентрироваться на вопросах, представляющих большую важность для деятельности банка.

Оптимизация важнейших финансовых процессов

Наиболее важные процессы, такие как закрытие финансового месяца, прогнозирование и составление бюджетов, зачастую выполняются подразделениями самостоятельно. Эта ситуация особенно типична для банков, образовавшихся в результате нескольких слияний. Применение такого децентрализованного подхода часто выливается в недостатки в процессах, дублирование трудозатрат, увеличение издержек и задержки. Банки могут интегрировать эти процессы и разработать единообразные инструкции и процедуры для устранения необходимости передачи управления процессом, сокращения продолжительности цикла и ускорения планирования. Увеличение эффективности зачастую позволяет снизить операционные издержки на 5% или более.

В связи с усилением конкуренции, банки предпринимают фундаментальные меры для повышения эффективности и продуктивности деятельности финансового подразделения. При использовании грамотного подхода, банки могут добиться сокращения издержек при сохранении целостности финансовой информации и качества управления рисками, от которых зависит успех их деятельности.

6. Мониторинг качества кредитов

Повышение уровня потребительской задолженности во многих странах вызывает опасения в отношении качества кредитов. Ведущие банки используют сложные аналитические методы при определении кредитоспособности заемщиков и кредитные производные инструменты для управления рисками.

Стремительно растущий уровень задолженности

В то время как качество корпоративной задолженности в целом остается высоким, растущая задолженность потребителей во многих странах вызывает серьезные опасения. С учетом перспективы повышения процентных ставок и возможности резкого падения цен на недвижимость в некоторых странах, банкам необходимо улучшить качество управления риском портфеля потребительских кредитов.

После общего снижения в течение 90х годов уровень задолженности домохозяйств в США, определяемый как процент от финансовых активов, вырос примерно до 27% в 2003 году, хотя в 2004 было отмечено некоторое снижение. Высокий уровень задолженности привел к увеличению числа банкротств физических лиц в США на 20% с 2000 года, достигнув рекордного уровня – примерно 1,5 млн. в 2003 году. Число банкротств продолжало оставаться на высоком уровне и в 2004 году.

Уровень задолженности также повышается и во многих других странах. В Великобритании суммарный объем задолженности домохозяйств впервые достиг 1 трлн. фунтов в августе 2004 года, а число банкротств физических лиц достигло рекордной отметки в третьем квартале 2004 года, увеличившись почти на одну треть по сравнению с предыдущим годом. Объем потребительской задолженности в Испании достиг рекордного уровня в июле 2004 года, увеличившись примерно на 20% по сравнению с предыдущим годом. По данным «Business Week», примерно 10% жителей Южной Кореи в возрасте 15 лет и старше имеют по меньшей мере трехмесячную просрочку по своим кредитным платежам.

Рост уровня задолженности совпал по времени с моментом, когда все больше банков уделяют особое внимание заемщикам более низкого класса, для которых опасность неисполнения обязательств по кредиту выше. Безусловно, если банки действуют верно, этот сегмент рынка может оказаться для них весьма прибыльным. Однако для банков, увеличивших масштабы своей деятельности за счет поглощений и имеющих несколько систем предоставления и взыскания кредитов, здесь существует больше сложностей. Они не только несут высокие издержки, но также сталкиваются с повышенным уровнем кредитного риска: один и тот же банк может оценить кредитоспособность заемщика в отношении аналогичного продукта различными способами в зависимости от того, какая система оценки заемщиков используется.

Рост популярности прогнозного анализа

Банки используют сложные аналитические инструменты, включающие прогнозное моделирование поведения клиента, чтобы лучше оценить уровень кредитного риска, связанного с отдельными заемщиками, вместо использования общих критериев оценки кредитоспособности. Эти инструменты позволяют банкам принимать более обоснованные решения не только в отношении удовлетворения кредитных заявок, но также и для разработки новых продуктов и точного ценообразования.

Например, если традиционная модель оценки кредитоспособности заемщика при кредитовании под залог недвижимости основана в основном на уровне дохода, некоторые кредиторы используют вместо этого более сложные модели, учитывающие такие факторы, как вероятный уровень расходов, кредитные рейтинги, использование других продуктов, кредитная история заемщика, текущее состояние рынка жилья и т.д.

Для оценки кредитоспособности потребителей, имеющих короткую кредитную историю, «Фэйр Айзек Корп.» использует разработанный ею рейтинг FICO Expansion. При расчете в соответствии с этим рейтингом используются нетрадиционные данные, включая данные по текущим и сберегательным счетам, авансам заработной платы, клубам коллекционеров книг и аудиозаписей, планам резервирования мебели до полной оплаты и программам аренды с правом последующей покупки.

Управление рисками с использованием кредитных производных

Для уменьшения кредитного риска банки все чаще используют кредитные производные – инструменты, по которым другая сторона страхует банк против неисполнения одним или несколькими заемщиками своих обязательств. Согласно данным Международной ассоциации производных финансовых инструментов и свопов, объемы рынка кредитных свопов увеличились в два раза в течение лишь одного года. В первой половине 2004 года суммарный размер непогашенной задолженности по этим инструментам достиг 5,4 трлн. долл. США. По данным “Global Risk Management Survey”, выпущенного Делойтом в 2004 году, примерно 60% финансовых институтов с размером активов более 100 млрд. долл. США планируют использовать кредитные производные для управления кредитными рисками.

Хотя преимущества производных инструментов очевидны, быстрый рост этого рынка вызывает определенные опасения. Помимо опасений, что сторона по кредитному производному инструменту может оказаться не в состоянии исполнить свои обязательства, разногласия могут возникнуть также в отношении того, что является неисполнением обязательств по кредиту.

В 2005 году кредитование обещает стать для банков более непредсказуемым видом деятельности. Новейшие инструменты прогнозного моделирования и грамотное использование кредитных производных может помочь банкам снизить сопряженные с ним риски.

Продолжение следует.

Название «Делойт» относится к «Делойт Туш Томацу», объединению фирм (Verein), зарегистрированному в соответствии со швейцарским законодательством, любой из фирм, входящих в его состав, а также их соответствующим дочерним и зависимым предприятиям. «Делойт Туш Томацу» представляет собой объединение фирм по всему миру, приверженных идеям достижения совершенства в предоставлении профессиональных услуг и консультаций, и занимающихся обслуживанием клиентов, используя единую международную стратегию, реализуемую с учетом местных условий в почти 150 странах мира. Имея в своем распоряжении значительный интеллектуальный капитал 120,000 человек в разных странах мира, Делойт предоставляет услуги в четырех областях: аудит, налогообложение, управленческий консалтинг и корпоративные финансы, обслуживая более половины крупнейших компаний мира, а также крупные национальные предприятия, государственные органы, компании, играющие важную роль на рынках отдельных стран, и быстро растущие международные частные компании. Услуги предоставляются не самим объединением «Делойт Туш Томацу», а отдельными фирмами, входящими в его состав. В связи с наличием определенных требований законодательства и других ограничений отдельные фирмы не оказывают услуги во всех четырех направлениях деятельности, перечисленных выше.

Компания «Делойт Туш Томацу» зарегистрирована в соответствии со швейцарским законодательством как объединение, и таким образом ни «Делойт Туш Томацу», ни фирмы, входящие в ее состав, не несут какой-либо ответственности за действия или упущения друг друга. Каждая из фирм, входящих в состав «Делойт Туш Томацу», является отдельным и независимым юридическим лицом, работающим под названием «Делойт», «Делойт и Туш», «Делойт Туш Томацу» или другими аналогичными именами.

Copyright © 2005 Deloitte Development LLC. All rights reserved .

01/05 – Item #4290

 

Перевод - Copyright ©2005 Делойт и Туш СНГ. Все права защищены.