Уходят в историю времена, когда товар оплачивался по факту поставки. На смену этому пришла более гибкая форма взаимоотношений между продавцом и покупателем - товарный кредит, то есть отсрочка платежа за продаваемый товар. Однако практически во всем мире он вызвал резкое падение платежной дисциплины среди покупателей. Тогда-то в помощь продавцам-поставщикам и возник факторинг. Слово "факторинг" происходит от английского factor, что значит "посредник". Таким посредником становится банк или факторинговая компания. Именно она берет на себя все заботы, связанные с управлением дебиторской задолженностью, - финансирование поставок товара, страхование рисков, связанных с отсрочкой платежа, мониторинг работы с дебиторами, контроль своевременности оплаты и многое другое.

 Ключевое понятие для факторинга - это уступка дебиторской задолженности. После того как поставщик отгружает товар дебитору, он сразу получает от своей факторинговой компании или банка, с которым заключен договор, от 50 до 90 процентов от всей суммы дебиторской задолженности. Остаток выплачивается продавцу по поступлении денег от дебитора. Таким образом, поставщик всегда уверен в поступлении средств и поэтому может планировать свои финансовые потоки вне зависимости от платежной дисциплины покупателя. Кроме того, поставщик освобождается от массы аналитической и практической работы, а значит, от содержания целого штата сотрудников. Тем самым он может сосредоточиться на вопросах развития производства, сбыта и изучении рынка.

 Итак, факторинг успешно решает проблему дефицита оборотных средств, которая чаще всего возникает на рынке высоколиквидных потребительских товаров - продуктов питания, алкогольной продукции, бытовой техники, медикаментов, парфюмерии и косметики, а также ряда услуг - рекламных, туристических... К примеру, доля таких клиентов в НФК "Уралсиб-НИКойл" составляет 80 процентов от общего числа клиентов.

 Однако факторинг может успешно применяться в любых отраслях, где практикуются отсрочка платежа, безналичный расчет и есть постоянные торговые связи. Необходим факторинг и тем компаниям, которые активно развиваются. Для таких клиентов в НФК "Уралсиб-НИКойл" разработана программа "Факторинг-старт", направленная на финансирование малого бизнеса. А в компании BI Consulting факторинг проводится в несколько этапов. Первый - факторинг с регрессом и залогом - применяется на этапе накопления статистики и проверки платежной дисциплины контрагентов клиента, а также финансирования слабых клиентов. Второй - факторинг с регрессом - используется для проведения массовых операций после накопления необходимой первоначальной статистики. Третий - факторинг без регресса - применяется в отлаженных схемах для проверенных и стабильных клиентов и их VIР-контрагентов. Ради этого этапа и проводятся два других.

 По данным банка "Российский кредит", сегодня на отечественном рынке одними из самых благополучных и платежеспособных отраслей являются пищевая и нефтеперерабатывающая промышленности. Более шаткое положение у легкой промышленности и машиностроения. Соответственно, говоря о прогнозах в отношении факторинга и потенциальной платежеспособности конкретных отраслей, эксперты выделяют как наиболее надежные поставки товаров розничным потребителям - продовольственным и промтоварным магазинам, АЗС...

 Однако пока что в России спрос на факторинговые услуги превышает предложение. В подавляющем большинстве отечественные кредитные институты не готовы к развитию факторингового обслуживания. До сих пор существует путаница в методологии: факторинг пытаются причислить то к кредитным, то к банковским операциям. Между тем он принципиально отличается и от того, и от другого, поскольку касается не разовых сделок, а представляет собой постоянное обслуживание. Сегодня, по российским законам, факторингом могут заниматься только банки. Увы, немногие из них отваживаются на применение собственных схем факторинга: пугают и сложные для управления риски, и практическое отсутствие наработанных в России факторинговых технологий. Кроме того, потенциальных поставщиков факторинговых услуг отпугивает довольно длительный "нулевой цикл", который требуется для постановки дела.

 И все же, по оценкам экспертов, у факторинга в России есть будущее. Об этом говорит положительный опыт тех, кто испробовал его на себе. По словам одного из клиентов АБ "ИБГ НИКойл", его предприятие практически сразу ощутило на себе позитивное влияние факторинга: "Чем больше заказов мы получаем, тем больше становится моментальный возврат средств. В этом и заключается главная прелесть факторинга".