Обреченные на сотрудничество

На самом деле ход был не такой уж рискованный - процесс взаимного проникновения банковского и страхового бизнеса начал формироваться в самых ранних 80-х, просто до конца 80-х он медленно созревал. И поскольку, простите за очевидность, среди финансовой составляющей мировой экономики по объемам с банковским капиталом может конкурировать только страховой, естественным образом мог сформироваться единственный путь развития - тесное взаимовыгодное сотрудничество. А первым звеном в цепочке такого развития стало создание универсальных банков, интегрирующих под одной крышей самые разнообразные направления финансовой деятельности, и в частности страховой. Традиционные банки чувствовали себя все более неуютно под натиском ширящихся конкурентов, диверсифицирующих свою активность в рамках наиболее актуального сегодня квинтета услуг для клиентов: текущий счет, накопление, кредитование, страхование и риск-менеджмент.

То есть, говоря нормальным языком, в условиях глобализации экономики, взаимного проникновения и интеграции международных рынков капитала, информации и технологий, рынок страхования стал одним из наиболее перспективных вариантов расширения бизнеса для банков. В первую очередь - для банков, хотя формы накопления капитала, значительные инвестиционные возможности, а также необходимость управления рисками присутствуют в обеих "плоскостях". Одно из наиболее существенных преимуществ банков перед страховыми компаниями - это обладание приличной клиентской базой и готовой распространительской сетью. Другое - подробные базы данных на своих клиентов. Такое положение позволяет банку обходиться без сети страховых агентов и продавать страховые продукты банковским клиентам напрямую, а следовательно - с меньшими затратами на одну продажу. Ещё один плюс - огромная стоимость финансовых активов банка, которые тем или иным образом могут обеспечивать страховые операции в ключе предложения более высоких лимитов по сравнительно более низким тарифам.

В целом в Европе к настоящему времени банки контролируют в общей сложности около 20% рынка страхования жизни. Но это в среднем - во Франции, например, более 50% страхования жизни продается через банки. В Великобритании множество банков сотрудничают со страховыми компаниями в качестве распространителей различных продуктов последних. В США они отдают свои сети в аренду/пользование страховщикам и способствуют розничным продажам многих страховых компаний.

Хорошим примером приобретения финансовым институтом приличной доли страхового рынка является крупнейший банк Франции Credit Agricole, который владеет 24% национального рынка страхования жизни, продает автострахование 50% своих заемщиков по кредитам на покупку автомашин и полисы по страхованию домашнего имущества - 80% своих ипотечных заемщиков.

Даже в области property & casualty есть определенная доля 'завоеваний' - во Франции банки контролируют 3% такого рынка, в Германии - 5%, в Испании - 19%. И это невзирая на три базовых принципа, обосновывающих незаинтересованность банков в страховании property & casualty: связанный с риском доход на капитал (рентабельность) не выглядит привлекательным, когда усредняется на весь страховой цикл (циклы по рисковым видам страхования весьма неустойчивы, вдобавок банки не имеют необходимого опыта управления соответствующими рисками).


За 10 лет (с 1989 по 1999 гг.) только в США в результате слияний количество банков уменьшилось на 40%. Европа не отстает, делая акцент на финансовые конгломераты, объединяющие под контролем самые разные виды финансовых учреждений, и в том числе страховые компании.
В развитых странах конвергенция страховых компаний и банков воплощается несколькими основными способами:
- Банки выходят на страховой рынок путем создания собственной страховой компании (Deutsche Bank, Credit Agricole).
- Банки покупают доли в уже существующих страховых компаниях (СЕ Юанкен, Lloyd's Bank).
- Банки 'обмениваются' со страховыми компаниями пакетами акций, либо происходит полное слияние компаний.
Инициатива здесь принадлежит в основном банкам, хотя страховщики и сами порой осуществляют подобные процедуры - Allianz за 20 млрд. долл. приобрел 80% Drezdner Вank и получил возможность создать на базе сети этого банка огромную финансовую компанию с капиталом более 1 трлн. евро и с более чем 1200 подразделениями.

Встречные инициативы

Слияния и поглощения с начала 90-х годов вообще стали своеобразным атрибутом развития банковского и страхового секторов экономики, а с принятием в 2000 году закона Gramm-Leach-Bliley, призванного регулировать процессы слияния банков, страховых компаний и фирм, ведущих операции с ценными бумагами, развитие 'взаимоотношений' между банками и страховыми компаниями вышло на новый виток.

Только за прошлый год в мире зафиксировано несколько очень крупных сделок в банковско-страховой сфере, причем 'инициатива' исходила от разных сторон. Вот примеры, по одному на каждый вариант:
- страховая компания MONY Group (США) приобретает инвестиционный банк Matrix Capital Markets Group, основанный в 1988 г. и выступающий консультантом по слияниям и поглощениям среди компаний среднего размера. Ныне активы под управлением MONY составляют 55 млрд. долл.;
- банковский холдинг Warwick Community Bancorp (США) купил страховую компанию Hardenburgh Abstract Co of Orange Country. Активы Warwick, базирующегося в штате Нью-Йорк, но работающего также в Нью-Джерси, составляют 650 млн. долл.;
- в результате слияния компании финансовых услуг CDC и сберегательного банка CNCE во Франции появилась третья по величине банковская холдинговая компания. CDC (Caisse des Depots et Consignations) и CNCE (Caisses d'Epargne) образуют холдинговую компанию с активами в 17 млрд. евро. Новый банк станет третьим по величине во Франции после Credit Agricole и BNP Paribas. Интегрированная банковская группа будет заниматься розничными и инвестиционными банковскими операциями, а также страховыми операциями. В результате слияния новая компания будет иметь достаточный финансовый потенциал, чтобы заключать союзы с крупнейшими банками Европы. CDC будет владеть 50,1% долей в капитале нового банка, а Caisse d'Epargne - 49,9%.

Считается, что деятельность банков на страховом рынке может идти по трем основным сценариям:
- банки берутся за распространение продуктов страховых компаний за определенную комиссию;
- банки инвестируют в страховые компании для улучшения услуг и их инфраструктуры;
- партнеры учреждают совместную компанию для ведения страхового бизнеса и непосредственного андеррайтинга рисков.

Совсем свежий пример: в феврале текущего года инвестиционный банк JP Morgan Chase (США) объявил о намерении выйти на финансовый рынок Италии, приобретя совместно с двумя другими инвесторами 22%-ный пакет акций итальянской страховой компании Fondiaria за 700 млн. долл., получая, помимо выхода на рынок, долю в капитале одного из крупнейших андеррайтеров в стране.

Но для России опыт конвергенции финансовых услуг тем более интересен, что затраты на подобные опыты у нас существенно ниже, чем на Западе с их устоявшейся структурой рынка и стоимостью брэндов. Bankassurance в нашей стране пока является лотереей, выиграть в которой может практически каждый.

Д. Гармаш
АФМ Страховые консультанты и брокеры
www.afm.ru