А.Е. Гусева,
Финансовая академия при Правительстве РФ
"Банковское Дело" , N 1

Развитие системы страхования банковских депозитов в России

В Федеральном Собрании РФ находится на рассмотрении ряд законопроектов, принятие которых позволило бы снять социальную напряженность в обществе и обеспечить законодательную основу для проведения мероприятий по финансовому оздоровлению банковской системы. Один из важнейших среди них - это законопроект "О государственном гарантировании вкладов граждан в банках". Социальная значимость принятия данного закона очевидна. Проблема страхования банковских вкладов решается в России уже более шести лет. Однако пока не только не принят Закон "О гарантировании вкладов граждан в банках", но и не получил одобрения Закон "О государственных чрезвычайных мерах по защите вкладов населения в банках Российской Федерации" (Закон был утвержден Государственной Думой РФ в трех чтениях, но отклонен дважды Советом Федерации 2 декабря 1998 г.) Такое положение дел связано прежде всего с проблемой нахождения источников средств для создания страхового фонда, заинтересованностью банков в отчислении страховых выплат, наделением фонда функцией контроля за деятельностью банков.

После кризиса 17 августа 1998 г. вопрос страхования депозитов встал еще более остро. Однако его решение было предпринято лишь в рамках антикризисных мер государства. Так, Центральный банк РФ разработал порядок принятия Сберегательным банком обязательств коммерческих банков по вкладам населения, предусматривающий перевод вкладов в рублях и вкладов в иностранной валюте, пересчитанных в рубли по курсу Банка России, действовавшему на 1 сентября 1998г. Иные обязательства коммерческих банков, в том числе по ценным бумагам, и обязательства перед юридическими лицами не принимались. Данный порядок распространялся на вклады тех вкладчиков, которые выразили согласие на заключение договора со Сбербанком.

Проблема построения механизма страхования как средства минимизации потерь общества из-за банкротств остается первоочередной и требует безотлагательного решения в силу продолжающихся банкротств.

С нашей точки зрения, построение системы страхования банковских депозитов должно базироваться на следующих основных положениях.

1. Страхование депозитов должно быть обязательным для всех коммерческих банков, независимо от их финансового положения. Обязательная форма участия обеспечит распределение риска по всей банковской системе.

2. Фонд страхования банковских депозитов должен иметь государственное управление, так как в условиях глубокого финансового кризиса именно государству отводится первостепенная роль в финансовом оздоровлении экономики. Совместное управление страховым фондом возможно лишь в перспективе, поэтому вопрос о страховом фонде как независимой от государства организации, на наш взгляд, преждевремен.

3. Членство в Государственном фонде страхования депозитов (далее Фонд) должно стать необходимым требованием получения лицензии ЦБ на право привлечения средств физических лиц.

4. Объектами страхования в первоочередном порядке (из-за недостатка источников финансирования) должны стать депозиты физических лиц, а в перспективе и депозиты юридических лиц.

5. В объекты страхования должны быть включены валютные депозиты резидентов, что препятствовало бы оттоку валютных ресурсов за границу.

6. Наступлением страхового случая должен считаться факт отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций.

7. Определение ставок страховых платежей должно быть дифференцированным в зависимости от степени риска конкретного банка. Поэтому необходима разработка системы оценки страхового риска для проведения дифференциации страховых взносов, уплачиваемых банками с различным финансовым положением.

Введение на первом этапе построения страховой системы единых ставок для всех банков с возможностью пересмотра их во времени в случае повышенных рисковых операций конкретного банка, как предлагают некоторые, на наш взгляд, не является целесообразным, несмотря на трудность оценки страхового риска при дифференцированном подходе. В настоящее время, а в ближайшем будущем вряд ли ситуация кардинально изменится, наблюдаются не только сильное различие в финансовом положении коммерческих банков, но и резкая неустойчивость финансового положения банков и во времени. Поэтому единые ставки не дадут положительного эффекта и не достигнут целей, поставленных системой страхования банковских депозитов. Такая мера лишь еще раз подтолкнет банки к предоставлению недостоверной и неполной информации о своем финансовом положении. Проблема недостоверности финансовой отчетности, предоставляемой банками, является краеугольным камнем для эффективного решения любой задачи в рамках финансового оздоровления банковской системы, поэтому ее усугубление недопустимо.

8. Государственный страховой фонд в тесном взаимодей-ствии с ЦБ, с нашей точки зрения, должен иметь право на разработку конкретных мер по финансовому оздоровлению коммерческих банков. Это связано с тем, что в рамках страхового фонда обязательно должны проводиться процедура обследования финансового положения коммерческих банков, а также контроль за их деятельностью. Делать это необходимо в целях обеспечения сохранности средств вкладчиков, эффективного взимания страховых взносов и своевременного возврата средств в случае банкротства банка. Однако сейчас совершенно неопределенной остается возможность наделения Фонда функцией контроля за деятельностью банков.

8 июля 1999 г. вступил в силу Закон "О реструктуризации кредитных организаций" (В настоящее время действие данного Закона приостановлено. Одной из главных причин является определение круга полномочий донной организации, характер взаимодействия с Банком России) . В соответствии с ним на Государственную корпорацию по реструктуризации кредитных организаций (Агентство) возложены функции по проведению мер, направленных на преодоление финансовой неустойчивости и восстановление платежеспособности кредитных организаций, переходящих под его управление. Кроме того. Агентство проводит обследование финансового состояния проблемных банков в тесном взаимодействии с Центральным банком и Правительством РФ.