Почему я это написал? Причин две.

Первая - перед Y2K наводил порядок в библиотеке и не удержался от повторного чтения избранных номеров КТ. С особым удовольствием перечитал некоторые статьи из рубрик "Опыт" и "Компьюномика". Первые интересны живым практическим опытом людей, вторые - обсуждением того предмета, которым последнее время занимаюсь, а именно систем электронных платежей вообще и систем "Банк-Клиент" (Б-К) в частности.

Вторая - хотелось бы для себя подвести итоги года использования в нашем банке новой версии Б-К. Если честно, то нам понравилось то, что получилось. Кроме того, в начале этого (2000) года мы предложили клиентам вторую систему Б-К - для обмена электронными документами через Интернет. Пройдет время - будет материал для их сравнительного анализа.

Мне очень не хотелось бы сопоставлять нашу систему с аналогичными системами других банков, более известных, чем наш и находящимися, что называется, "на слуху" и в фокусе внимания прессы. Архитектуру этих систем, преимущества и недостатки программ пусть сравнивают те, кто именно этим зарабатывает на жизнь. Думаю, что главная оценка - то, насколько довольны пользователи, к которым отнсятся в равной степени и клиенты, и сотрудники банка. К сожалению, интересных примеров сравнения систем Б-К и в целом систем электронных платежей с точки зрения пользователя мне найти не удалось. Ориентироваться же на рекламные материалы весьма сложно, ибо невозможно удержаться от каверзных вопросов. Ну например, что значат указывамые отдельными строками возможности системы: "вы можете заплатить своему провайдеру" и "вы можете заплатить вашей пейджинговой компании"? В этих случаях что, форматы платежных поручений другие? Или рекламодатель стыдливо умалчивает, что счета этих компаний обслуживаются у него, а по системе Б-К платить за пределы банка нельзя? Другой пример - "система Б-К предназначена только для физических лиц". Неужели это следует понимать так, что физическим лицам, с точки зрения банка, электронная подпсь не нужна, а реализовать электронную подпись и спокойно работать с юридическими лицами не получается?

Чего еще не хотелось бы делать в этой статье - рекламировать свой банк как таковой или подробно рассказывать о нашей системе Б-К. Это нужно делать в другом месте и по другому, но без минимума сведений не обойтись - просто чтобы читатель знал, в каких условиях получен опыт. Так что извините, но за дополнительными сведениями приглашаю на www.abr.ru. Единственные данные, которых там пока нет - это и есть собственно результат применения нашей системы Б-К к нашим клиентам. Итак, немного цифр.

За 1999г. доля платежных поручений, полученных по Б-К, увеличилась с 25 до 40% для платежей за пределы банка и с 40 до 60% - для внутрибанковских платежей. Отсчет идет не от нуля, так как работа в промышленном режиме началась в ноябре 1998г.; неравенство в цифрах отражает в целом структуру платежей и не вызвано проблемами или недоверием клиентов к электронным платежам за пределы банка. В среднем за месяц системой обработывается около 10-12 тысяч команд-запросов от клиентов. По популярности команд первыми и с большим отрывом идут запросы о выписке по счету и платежные поручения (всего 94% запросов), потом валютные и кассовые заявки. 100% пользователей - юридические лица, опять же по причине банка , а не по причине возможностей Б-К.

Андрей Лебедев
АКБ "Россия"