В ходе курса специалистами-практиками Банка России, Службы Банка России по финансовым рынкам, ФСФМ, а также крупных коммерческих банков комментируются основные нормативные документы, регламентирующие работу ответственных сотрудников. Будут даны практические рекомендации, необходимые коммерческим банкам в их повседневной работе по ПОД/ФТ.

Модульный курс повышения квалификации для ответственных сотрудников по ПОД/ФТ проходит в очно–заочной форме (72 часа).

По завершению обучения слушателю выдается удостоверение государственного образца о краткосрочном повышении квалификации (Свидетельство о государственной аккредитации № 0336 от 10 июня 2009 г.).

Новое в программе:

Федеральный закон от 21.07.2014 № 218-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 

Федеральный закон от 21.07.2014 № 213-ФЗ «Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 

Федеральный закон от 05.05.2014 N 110-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Программа курса:

1 Модуль:  «Новое в законодательстве по ПОД/ФТ в вопросах и ответах: комментарии Банка России»

Дата проведения – 11 декабря. Продолжительность 3 академических часа.

Комментарии к:

Статье 1 Федерального закона от 05.05.2014 № 110-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 

Федеральному закону от 21.07.2014 № 213-ФЗ «Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Статье 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 218-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 

Статье 13 Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям»;

Статье 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 403-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «О национальной платежной системе» и Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма»;

Указанию Банка России от 31.01.2014 № 3186-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 02.03.2012 № 375-П «О требованиях Банка России к правилам внутреннего контроля кредитных организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» Контроль Банка России  за соответствием ПВК требованиям  Положения №375-П;

Указанию Банка России от 21.01.2014 N 3179-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 19 августа 2004 года N 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

Указанию Банка России от 23.08.2013 № 3041-У «О порядке представления в уполномоченный орган сведений о случаях отказа от заключения договора банковского счета (вклада) с клиентом, отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции, и о случаях расторжения  договора банковского счета (вклада) с клиентом  по инициативе кредитной организации»;

Указанию Банка России от 19.09.2013 N 3063-У «О порядке информирования кредитными организациями уполномоченного органа о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организаций и физических лиц и о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества».

Вопросы применения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Стоимость 1 модуля:  8 990  руб.

2 Модуль: Актуальные вопросы деятельности кредитных организаций по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для кредитных организаций.

Дата проведения – 12 декабря. Продолжительность 7 академических часов.

I блок: Практические аспекты применения законодательства по ПОД/ФT: как удовлетворять всем регуляторным требованиям с минимальными затратами (ОЧНО/ONLINE)

1. Обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ).

1.1. Создание системы внутреннего контроля в целях противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма.
1.2. Идентификация клиентов.
1.3. Сообщение о подозрительных операциях. Предоставление дополнительной информации по запросам Федеральной службы по финансовому мониторингу России.
1.4. Хранение документов.
1.5. Подготовка персонала.
1.6. Распространенные заблуждения и характерные ошибки.

2. Практика создания и функционирования системы внутреннего контроля кредитных организаций в целях ПОД/ФТ.

2.1. Правила и программы внутреннего контроля.
2.2. Взаимодействие ответственного сотрудника со структурными  подразделениями кредитной организации.
2.3. Взаимодействие с обособленными структурными подразделениями кредитной организации.
2.4. Разделение клиентов на различные группы с точки зрения риска осуществления операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.
2.5. Изучение клиентов.
2.6. Характерные проблемы.

3. Выявление кредитными организациями операций, имеющих признаки связи с отмыванием денег.

3.1. Операции, подлежащие обязательному контролю.
3.2. Подозрительные операции:

– отличительные особенности участников операций, выявление подставных лиц и организаций;
– проблемные страны и регионы (оффшоры);
– кредитные операции, лизинговые договоры;
– особенности вексельных операций;
– расчеты в сфере внешнеэкономической деятельности.

3.3. Собственные операции кредитных организаций.
3.4. Схемы отмывания денег, используемые в России.

Стоимость 2 модуля:  12 990 руб.

3 Модуль: Актуальные изменения в законодательстве по ПОД/ФТ для кредитных организаций: комментарии регулятора и практика

Дата проведения – 13 декабря. Продолжительность 10 академических часов.

1. Практические аспекты реализации требований по идентификации клиентов, представителей клиентов, бенефициарных владельцев и выгодоприобретателей.

Соотношение институтов идентификации и упрощенной идентификации (Федеральный закон №130-ФЗ). Упрощенная идентификация: принципы, субъекты, виды операций, способы упрощенной идентификации; соотношение норм, регламентирующих процедуры упрощенной идентификации в рамках «противолегализационного» законодательства и законодательства о национальной платежной системе; нюансы применения Положения Банка России №262-П в контексте новых положений, сформулированных на уровне федерального законодательства. Перспективы издания новой редакции Положения Банка России №262-П.

2. Идентификация и ФАТКА (Федеральный закон № 173-ФЗ): обязанности организаций финансового рынка по выявлению лиц, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов, и их обслуживанию; информационное взаимодействие между организациями финансового рынка и уполномоченными органами (Указание Банка России от 07.07.14 №3311-У), взаимодействие организаций финансового рынка по вопросам расторжения договоров об оказании финансовых услуг (Указание Банка России от 07.07.14 №3312-У).

3. Понятие "бенефициарный владелец." Кто такой "бенефициарный владелец в соответствии c 40 рекомендациями ФАТФ. Соотношение понятий "бенефициарный владелец" и "выгодоприобретатель". Обязывает ли законодатель идентифицировать "б.в." клиента-физического лица? Единоличный исполнительный орган юридического лица: бенефициарный владелец или представитель клиента? Является ли квалификация ЕИО в качестве "б. в." альтернативой предпринятию обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по идентификации "б.в"? Практические рекомендации по идентификации «б.в.», подготовленные совместно Банком России и Росфинмониторингом (Информационное письмо от 28.01.2014 №14). Требования Банка России к содержанию программы идентификации кредитной организацией клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца (Указание Банка России от 31 января 2014г. №3186-У «О внесении изменений в Положение от 2 марта 2012 года №375-П « О требованиях к правилам внутреннего контроля…»). Режим идентификации бенефициарного владельца, отличия от требований по идентификации клиентов и выгодоприобретателей.

4. Модификация отдельных операций, подлежащих обязательному контролю. Подходы к их классификации и выявлению:

а) операции некоммерческих организаций;
б) операции хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, а также обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем (Федеральный закон 213-ФЗ).

5. Политика регулятора в отношении «сомнительных» операций (письмо Банка России 172-Т): текущее состояние и перспективы. Виды сомнительных операций, меры надзорного реагирования, алгоритм взаимодействия Банка России с кредитными организациями.

6. Институт приостановления «соответствующих» операций в контексте необходимости обеспечения жизнедеятельности физических лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, а также жизнедеятельности совместно проживающих с ними членов их семей, не имеющих самостоятельных источников дохода: 

- проблемы правоприменения, связанные с выплатой экстремистам гуманитарного пособия:

необходимость получения кредитными организациями сведений об основаниях включения физического лица в Перечень, способах определения цели (обеспечение своей жизнедеятельности и жизнедеятельности членов семьи) расходования заработной платы и иных социальных выплат; порядок определения факта совместного проживания фигуранта Перечня и членов его семьи;

- операции, на которые распространяются требования по блокированию (замораживанию) и операции, на которые распространяются требования по приостановлению.

Институт блокирования (замораживания) безналичных денежных средств, ценных бумаг, имущества лиц, признанных в порядке, определённом законом, причастными к экстремистcкой деятельности (включая терроризм).  Является ли указанный институт заменой института приостановления? Как соотносятся блокирование (замораживание) и приостановление.

7. Проблематика "недобросовестных клиентов". Новые возможности кредитных организаций по управлению рисками, возникающими при обслуживании "недобросовестных клиентов": право  отказаться от заключения договора банковского счёта, право отказать в выполнении распоряжения клиента о проведении операции, право расторгнуть договор банковского счёта. Отказ от  "публичности" договора банковского счёта, ситуации, в которых возможна реализация права отказать в открытии счета. Практические аспекты отказа в проведении операции клиента. Право расторгнуть договор банковского счёта-институт, призванный минимизировать риски вовлечения кредитной организации и её сотрудников в OД/ФТ. "Отказы": право или обязанность? Новые требования к программе управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (Указание Банка России от 23 декабря 2013 года № 3148-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 2 марта 2012 года №375-П). Критерии, используемые надзорным органом при оценке эффективности реализации кредитными организациями указанных институтов. Программа "отказов" в Правилах внутреннего контроля в целях ПОД /ФТ (Указание Банка России от 31 января 2014г. №3186-У «О внесении изменений в Положение от 2 марта 2012 года №375-П « О требованиях к правилам внутреннего контроля…»).

8. Организация системы ПОД/ФТ на рынке ценных бумаг.

Роль и место Службы Банка России по финансовым рынкам в системе ПОД/ФТ. Деятельность Службы Банка России по финансовым рынкам в сфере ПОД/ФТ. Участие в международном сотрудничестве. Взаимодействие с органами государственной власти. Особенности организации и осуществления внутреннего контроля.

9. Практика проведения проверок Службы Банка России по финансовым рынкам деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Формы надзора и виды проверок. Планирование проверок. Основания проведения проверок по вопросам ПОД/ФТ. Объекты проверки. Типовые нарушения. Принятие мер по результатам проверки. Ответственность. Выявление подозрительных операций.

10. Практика применения законодательства Российской Федерации по ПОД/ФТ профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Особенности нормативного правового регулирования. Типовые вопросы.

11. Операции, подлежащие обязательному контролю: критерии выявление, практическое применение

11.1.   Выявление операций снятия со счета или зачисления на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности

1.1. Практические вопросы определения характера хозяйственной деятельности клиента;
1.2. Порядок формирования сообщений с кодом «1001» и «1002»

11.2. Выявление сделок скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий

2.1.  Порядок выявления сделок в случае, если в договоре не указана общая цена драгоценных металлов;
2.2. Порядок выявления сделок в случае, если договор предусматривает поставку нескольких драгоценных металлов;
2.3. Порядок формирования сообщений с кодом «5005»

11.3. Выявление сделок предоставления юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получения такого займа

3.1.  Порядок выявления сделок. Особенности анализа расчетов в рамках договора займа (реальной сделки);
3.2.  Особенности  формирования сообщения с кодом "5007"

11.4. Выявление сделок с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю

4.1. Порядок выявления сделок. Особенности анализа договоров, которыми оформлены сделки с недвижимым имуществом;
4.2. Порядок и сроки формирования сообщения с кодом "8001"

11.5. Выявление операций по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства:

5.1. Порядок выявления операций. Балансовые счета второго порядка, используемые при проведении операций по получению средств некоммерческой организацией. Коды ОКОПФ некоммерческих организаций;
5.2. Особенности и сроки формирования сообщения с кодом «9001»

Стоимость 3 модуля:  12 990 руб.

Стоимость участия в полном курсе «Комплексный подход в работе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризм»  составляет  31 990   (скидка 10%)   28791 руб.

Организаторы оставляют за собой право внесения оперативных изменений в программу семинара.

Регистрация по телефонам: (495) 234-57-99 (многоканальный), 365-1107,
e-mail: registration@ibdarb.ru