15 и 16 июня 2015 года в московском Центре международной торговли состоялся всероссийский форум заказчиков и поставщиков с ярким названием «Стратегия 2015–2016». Эксперты обсудили насущные вопросы организации государственных закупок, юридические аспекты работы контрактной системы, инициативы по повышению прозрачности сделок в процессе проведения тендеров и другие актуальные темы. Мероприятие организовано Ассоциацией заказчиков и поставщиков при поддержке Министерства экономического развития России.

Закон вам друг

В начале форума с небольшим вступительным словом выступил председатель правления Межрегиональной общественной организации специалистов в сфере закупок «Ассоциация заказчиков и поставщиков» Сергей Хотлубей. Он напомнил, что в нашей стране профессиональная ассоциация существует только год. Но за это короткое время многое удалось сделать: появились и начали функционировать профильные комитеты, советы, рабочие группы, а само объединение получило статус общероссийской организации. Было проведено 7 профильных мероприятий, не считая самого форума. Эксперт призвал и заказчиков, и поставщиков обращаться в ассоциацию за разрешением насущных проблем, связанных с госзакупками, и пообещал всестороннюю поддержку.

Но больше всего посетителей форума привлекло выступление директора департамента развития контрактной системы Министерства экономического развития России Максима Чемерисова. Он рассказал, что только за прошлый год в федеральный закон 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» было внесено 9 пакетов изменений. И в ближайшее время в госзакупках можно гарантировать многое, «кроме стабильности законодательства». Ряд проблем в области закупок возник в последнее время не только из-за кризиса, но и в связи с более масштабными задачами, которые стоят перед российской экономикой. Необходимо сформировать объективную картину, которая сложилась в сфере закупок. Со своей стороны Минэкономразвития постарается разрешить те проблемы, которые препятствуют положительной динамике в этой области.

Эксперт уверен, что к настоящему моменту контрактная система стала реальным механизмом для положительного воздействия на экономику. В этой области работают в общей сложности 850 тыс. человек – это и сотрудники контрольных органов, и представители муниципалитетов, и т.д. Максим Чемерисов взял на себя инициативу организовать профессиональный праздник специалистов в сфере закупок, который должен будет повысить сплоченность всех, кто имеет отношение к этой деятельности.

Фото: Альберт Тахавиев, Bankir.Ru

По мнению аналитика, 223-ФЗ «проблемный» закон. Об этом свидетельствует мониторинг закупок. «Негативные тенденции в системе закупок отдельных видов юрлиц в текущем году существенно усилились», – заявил Чемерисов. Так, в 2014 году доля закупок у единственного поставщика составляла порядка 40%, при этом высокой (43%) была и доля закупок так называемыми «иными способами», которые часто являются замаскированным вариантом закупок у единственного поставщика. Таким образом, общий объем закупок, который осуществлялся либо неконкурентными, либо малоконкурентными способами, составил 80–83%. В текущем году ситуация усугубилась. Общий объем закупок у единственного поставщика, осуществляемый по 223-ФЗ, составляет уже около 48%, а объем закупок «иными способами» – 46%. В результате на сегодняшний день только 6% закупок осуществляется через понятные, прозрачные, установленные гражданским правом процедуры торгов. Это очень тревожные данные, и необходимо предпринимать меры, чтобы изменить такое положение дел. Именно с этой целью в Минэкономразвития сейчас прорабатывается блок поправок в 223-ФЗ. «Необходимо найти баланс между свободой гражданско-правовых отношений, которая, безусловно, должна сохраняться в 223-м законе, и теми регуляторными функциями, которые ставит перед собой государство», – заявил эксперт. Нужно сохранить здравый смысл в регулировании.

Бюджетные вариации

Но Максим Чемерисов в своем выступлении сообщил и хорошие новости. Так, реализация закона 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» привела к экономии средств российского бюджета. По оценкам аналитиков Минэкономразвития, общий объем экономии составил 891 млрд. рублей. Это разница между суммарной начальной максимальной ценой контрактов и фактической стоимостью, по которой они были в результате заключены. В долевом выражении это составляет примерно 15%-ю экономию в целом по всем контрактам. Для сравнения: в 2013 году снижение от первоначальной цены в среднем составляло только 7%. Одним из главных источников получения экономии является проведение аукциона между поставщиками.

Важным достижением в сфере госзакупок эксперт назвал возможность через этот инструмент осуществлять поддержку малого бизнеса в России. По объему заключенных и исполненных контрактов с представителями этого сегмента предпринимательства в текущем году были превышены показатели 2014 года более чем в 2 раза. Некоторые губернаторы увеличили квоту по сотрудничеству с представителями малого бизнеса с 18% до 25% по своей инициативе. «Контрактная система показала себя как один их наиболее эффективных инструментов по поддержке малого бизнеса», – резюмировал эксперт Минэкономразвития.

Другая важная тема, которая стала в последнее время актуальной для нашей страны, и о которой следует помнить, говоря о закупках для госкорпораций и монополий – это импортозамещение. По данным Максима Чемерисова, в 2014 году было заключено 915 тыс. контрактов с поставщиками, предлагающими отечественный товар, на сумму 783 млрд. рублей. Таков объем поддержки отечественных производителей, которая была осуществлена в рамках действующей контрактной системы.

Генерал армии, президент Академии военных наук, председатель Экспертного совета председателя военно-промышленной комиссии России Махмут Гариев заявил, что в ВВП нашей страны только 4% занимает производительный труд, а все остальное – это та или иная форма эксплуатации ресурсов. Можно долго говорить о развитии промышленности и сельского хозяйства, но если не изменится политика в этих областях, то все так и останется, и положительных результатов ожидать будет сложно. На экономику страны опирается оборонная промышленность, и от нее, по сути, зависит способность защищать страну от внешних угроз. Сегодня особое значение приобретает экономическая, информационная и кибернетическая борьба. Стране необходимо производить оружие и средства противодействия для подобного противостояния. Для отслеживания качества работы государственных служб следует наладить общественный контроль, уверен эксперт. Необходимо, чтобы в этом процессе были задействованы все слои населения, но особую роль должны играть люди старшего возраста – ветераны войны и труда. Они представляют собой совесть народа и могли бы внести положительный вклад в общее дело.

Лицензии для аукционов

Член совета Общественной палаты России, председатель комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Владимир Слепак уверен, что сегодня институты общественного контроля должны работать в режиме общественной экспертизы. По мнению эксперта, несмотря на законы, устанавливающие прозрачность сделок при госзакупках, махинации в этой сфере продолжаются. Пресечь неправомерные ситуации должно создание в государстве института экспертов по госконтрактам. Профильные министерства при поддержке вузов должны заняться подготовкой кадров по этому направлению. По мнению Владимира Слепака, важна не только открытость, но и способность проводить общественные слушания по скандальным делам. Эксперт напомнил, как председатель Счетной палаты Татьяна Голикова указывала на существенные суммы, которые после заключения госконтрактов ушли в офшоры. «Мы должны знать, кто стоит за такими компаниями», – заявил Владимир Слепак в ходе своего выступления на форуме. Кроме того, было бы хорошо, если бы при госзакупках социально ориентированные предприниматели получали дополнительные льготы. На всех уровнях говорится о важности поддержки социально ориентированного бизнеса, и система госзакупок как раз могла бы стать одним из инструментов для реализации этой цели.

Площадкам электронных торгов следует проходить процедуру лицензирования. По мнению эксперта, это поможет избавить от мошенничества при сделках как со стороны участников, так и со стороны самих площадок.

Второй день форума – 16 июня 2015 года – был посвящен обсуждению практических аспектов работы в контрактной системе. Председатель правления банка «Держава» Светлана Биран рассказала о роли банков в вопросах сотрудничества заказчиков и поставщиков. Она напомнила, что до 60% муниципальных бюджетов приходится на сферу строительства, в основном жилья и дорог. Реализацию заказов осуществляют подрядчики при поддержке кредитных организаций. Причем речь идет не только о заемных средствах, но и о предоставлении банковских гарантий. Для упрощения взаимодействий с предприятиями, которые занимаются реализацией подобных контрактов, в банке «Держава» создана электронная площадка «Держава–онлайн» для облегчения документооборота. Кредитная организация ведет активную работу с региональными гарантийными фондами и Агентством кредитных гарантий по вопросу предоставления контргарантий своим клиентам.

После перерыва эксперты обсудили возможности информационного обеспечения контрактной системы и способы совершенствования законодательства. Завершился форум открытым советом заказчиков и поставщиков, обменом мнениями между участниками мероприятия и неформальным общением в кулуарах.

Москва.