Круглый стол «Банковское сопровождение государственных контрактов и технологический ценовой аудит. Роли участников» состоялся 4 июня в конференц-зале Аналитического центра при правительстве России. Организатором мероприятия выступило Национальное объединение технологического и ценового аудита (НО ТЦА). Представители ведущих российских банков, госкомпаний, федеральных органов исполнительной власти, субъектов федерации, экспертных организаций обсудили обозначенные в названии вопросы.  

Открывшая заседание начальник управления аналитического центра Марина Лабозина заявила, что банковское сопровождение контрактов и технологический ценовой аудит (ТЦА) в сфере строительства – это, прежде всего, два механизма эффективного расходования бюджетных средств. «На наш взгляд, как один механизм, так и другой имеет свои достоинства и недостатки, учитывая сегодняшнее правовое регулирование», – заметила она. Банковское сопровождение, по ее словам, свидетельствует о прозрачности финансовых операций, но доступно оно при заключении контрактов на сумму более 10 млрд. рублей. Говоря о ТЦА, мы говорим о повышении эффективности бюджетных расходов, о снижении стоимости проекта, сокращении сроков строительства и повышении конкурентоспособности, отметила начальник управления. Все бы хорошо, но и тут есть недостаток – отсутствие должного законодательного регулирования.

Вице-президент Банка Москвы Светлана Толкачева, задавшись вопросом «Чем может быть полезно  банковское сопровождение?», констатировала: уже состоялось обрушение рынка банковских гарантий, у ряда кредитных учреждений были большие проблемы. «Механизм гарантий, который обеспечивал в свое время соблюдение госконтракта, по сути, не работает, и на данный момент многие подрядчики не в состоянии получить свои гарантии», – сказала она, добавив затем, что приходят другие инструменты – банковское сопровождение контрактов и казначейское исполнение. Однако постановления о них приняты не во всех субъектах (поскольку постановление № 963 российского правительства, где это закреплено, не является обязательным для субъектов), тогда как принятие способствовало бы экономии бюджетов.  Толкачева подчеркнула, что банковское сопровождение предполагает контроль на всех уровнях, не только по средствам аванса – по всем, «которые закрываются по результатам выполненных работ».

Была затронута тема строительного контроля. Сейчас в постановлении № 963 прописано, что эта банковская функция идет как агентская. «С нашей точки зрения, ее надо вообще убрать, там строительного контроля быть не должно, – уверена Толкачева. – Этим должен заниматься либо привлеченный компанией строительный контролер, либо тот технический заказчик, который уже сейчас предусмотрен градостроительным кодексом».

Фото: Альберт Тахавиев, Bankir.Ru

Борис Ярышевский, член правления НО ТЦА, напомнил, что технологический ценовой аудит определен в майских указах президента России от 2012 года, в документе № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике». Положение о нем сформулировано так: «Обеспечить организацию  публичного технологичного ценового аудита всех крупных инвестиционных проектов с государственным участием». Такой аудит, по сути, – консультирование государства перед принятием решений об инвестициях. Ценность его в том, что он осуществляется независимыми организациями, что он публичный, а результаты его идут в органы власти, корпорации.

Ярышевский указал: несмотря на то, что нормативная база практически сформирована, предмет технологического ценового аудита во многом не определен. «В рамках этого наше некоммерческое партнерство разработало стандарт, который был недавно принят, там идет определение этапов ТЦА, предмета аудита на каждом из этапов и результатов – что должно содержаться в окончательном отчете, – сообщил он. – По сути, этот стандарт является сборкой практик».

Тему практики продолжил первый заместитель генерального директора, технический директор компании «Эф-Инжиниринг» Игорь Сафаров. «У нас есть проект, который вобрал в себя механизмы как ТЦА, так и банковского сопровождения, это строительство Сахалинской ГРЭС-2 в рамках президентской программы развития Дальнего Востока», – сказал он.

Было подчеркнуто, что уже первый этап в данном проекте  показал полезность ТЦА. Агентом компании в этом проекте выступал Сбербанк России.

Сафаров прокомментировал ранее прозвучавшее заявление Светланы Толкачевой (Банк Москвы) о том, что  у банков не должно быть агентской функции строительного контроля. «Имея опыт, мы дискуссионно относимся к корректировке постановления № 963, поскольку считаем, что только агент банка, который осуществляет мониторинг строительного производства на всех этапах, способен дать объективную информацию для акцептования платежей и целевого их назначения», – заявил он.

На заседании выступили также Олег Мельников, начальник дирекции Газпромбанка, Михаил Ковалев, начальник отдела Сбербанка России, Василий Осипов, начальник отдела Минэкономразвития России. По итогам заседания был сформирован пакет предложений для российского правительства, в котором содержались, в частности, законодательные инициативы.

Москва.