Первому поколению сильных предпринимателей сейчас 45–60 лет, крупные состояния начинали формироваться в конце восьмидесятых – начале девяностых годов прошлого столетия. Как эти люди рассчитывают распорядиться своим бизнесом и накопленным благосостоянием, кому и каким образом его передавать? Об этом шла речь на круглом столе, организованном бизнес-школой «Сколково». Темой для обсуждения стало масштабное исследование, подготовленное Центром управления благосостоянием и филантропии «Сколково» «Исследование владельцев капиталов в России 2015».

По словам предпринимателя, заместителя председателя международного попечительского совета бизнес-школы «Сколково» Рубена Варданяна, в настоящее время в России впервые за почти 100 лет, с 1917 года, наступает время, когда тема передачи наследства становится особенно актуальной – не с точки зрения того, кому достанутся капиталы, но и насколько цивилизованно и профессионально будет осуществляться передача состояний. Предприниматель подчеркнул, что в России миллионы богатых людей, однако далеко не все смогут продать свой бизнес. «Не все могут купить футбольный клуб, самую большую яхту или отдать деньги в церковь или детский дом, – отметил он в своем вступительном слове. – Им надо будет что-то кому-то реально оставить. И это будет частью новой поведенческой модели людей, надо будет решить эту задачу».

Решать задачу, как сказала директор Центра управления благосостоянием и филантропии «Сколково» Вероника Мисютина, было решено начать с проведения исследования российских владельцев капиталов. «В целом мире образ российского предпринимателя, бизнесмена очень часто носит анекдотичный характер, – отметила она. – Мы своим исследованием сделали первый шаг для того, чтобы нарисовать адекватный портрет. Мы попытались собрать информацию об особенностях бизнеса, о планах преемственности, о семьях предпринимателей, об их ценностном ряде».

Готовность отдавать

Исследование представил руководитель исследовательского проекта Руслан Юсуфов, указав, что основной задачей было понять, какие существуют наработанные практики по этой теме, какова ситуация в России – и предложить актуальные решения. «Мы провели интервью с 39 владельцами бизнеса, 13% из которых входят в список Forbes, нижняя граница состояния – 100 млн. рублей», – рассказал он. В исследование вошли такие темы, как преемственность бизнеса и благосостояния, управление активами, филантропия, семья и ценности.

Если говорить о том, что представляет собой современный российский владелец капитала, то, согласно данным исследования, его портрет значительно отличается от образа большинства россиян. Принципиально важными доминантами для наших предпринимателей являются самоутверждение и открытость к изменениям. Среди бизнесменов таких больше половины (57%), среди обычных граждан намного меньше (27%).

По словам Юсуфова, вопрос преемственности бизнеса является актуальным для большинства опрошенных предпринимателей. Однако детально проработанный план имеют лишь 30% респондентов (40% заявили о наличии детального плана по передаче благосостояния). Большая часть опрошенных (70%) четкого плана не подготовила, он есть только «в общих чертах». Однако в течение ближайших 5–10 лет половина предпринимателей намерена оставаться собственниками бизнеса – правда с оговоркой, что данное решение временное и может быть пересмотрено на более позднем этапе. Оставить бизнес в семье в качестве семейного актива, кстати, планирует очень небольшое количество опрошенных.

Рассуждая о перспективах управления бизнесом, большая часть предпринимателей склоняется к привлечению профессиональных управляющих, и лишь пятая часть опрошенных планирует вовлекать в управление членов семьи. Около 30% предполагают использовать различные комбинированные стратегии – совмещать профессионалов и членов семьи либо готовить управляющих из числа персонала. Рубен Варданян добавил, что на сегодняшний день большинство владельцев бизнеса предпочитают управлять самостоятельно, «контролировать все платежки», и для того, чтобы было как-то иначе, потребуется изменение модели бизнеса.

Руслан Юсуфов отметил, что, по всей видимости, отсутствие детальных планов по передаче бизнеса и благосостояния можно объяснить необходимостью решить ряд важных вопросов. Среди них – связь бизнеса и семьи, наличие доступных инструментов в России, влияние государства на такого рода решения и, в конце концов, выяснение отношений с партнерами по бизнесу по данному вопросу. Последнее немаловажно, ведь у абсолютного большинства респондентов бизнес создавался совместно с партнерами, а у 57% опрошенных он до сих пор еще носит партнерский характер. При принятии решения о вовлечении в бизнес членов семьи необходимо учитывать мнение партнеров, которые, в свою очередь, будут вынуждены решать такие же вопросы. При этом абсолютное большинство опрошенных бизнесменов заявили, что готовы привлекать к управлению бизнесом своих детей.

«Мы сформулировали несколько вариантов вовлечения членов семьи в бизнес – от абсолютной изоляции, когда семья не участвует в обсуждении вопросов благосостояния, до противоположного варианта, когда члены семьи трудятся все вместе в одном бизнесе, – рассказал Руслан Юсуфов. – Есть такой момент, как «бизнес-университет», когда предприниматель рассматривает свое дело как площадку для подготовки детей и членов семьи безотносительно того, будет ли бизнес оставлен семье, будет ли он передан преемникам. Но при этом дети могли бы получить необходимые компетенции и строить свою собственную карьеру».

Сверхпотребление и благотворительность

Исследование привело к интересным выводам: лишь 48% российских бизнесменов планирует оставить семье абсолютно все свое состояние. Передать больше половины собираются 36% опрошенных, меньше половины – 13%. По словам участников круглого стола, многие опрошенные бизнесмены способны видеть разницу между потреблением и сверхпотреблением для своих детей и осознают опасность, которую могут таить большие деньги.

То, что не будет передано в качестве наследства, предприниматели планируют направить на благотворительность. Авторы исследования отмечают, что 100% собеседников заявило об участии в благотворительных проектах в течение последних двух лет.

«При этом имеет место личное участие в благотворительности, прямые пожертвования, – подчеркнул Руслан Юсуфов. – Собственные благотворительные фонды есть у небольшого количества респондентов, услугами профессиональных благотворительных фондов также пользуется меньшая часть опрошенных». По его словам, в основном предприниматели предпочитают финансировать политически нейтральные проекты, в первую очередь связанные с детьми, церковью и религией. «У нас сложилось впечатление, что некоторые собеседники рассматривают церковный институт в качестве управляющего, который может распорядиться пожертвованиями эффективнее, чем фонды и некоммерческие организации», – добавил он. Согласно исследованию, большинство бизнесменов жертвует деньги больным детям и сиротам (78%). Церкви передают средства 56%, помогают бедным 50%, поддерживают школьное образование 50%, искусство и культуру – 44%.

Важным является то, что филантропию и благотворительность предприниматели рассматривают как возможность передачи ценностей следующим поколениям. Эта деятельность также способствует накоплению жизненного опыта у детей бизнесменов. «У большинства наших собеседников дети вовлечены в филантропическую деятельность, имеют собственные проекты или участвуют в семейных проектах», – указал Руслан Юсуфов.

Вырастить правильных наследников

Рубен Варданян отметил, что на основе исследования бизнес-школа «Сколково» уже начала создавать обучающие программы. Они разнообразны, включают в себя различные инструменты и различный опыт.

Вероника Мисютина рассказала о двух таких программах. Первая стартует предстоящим летом, она предназначена для молодых членов предпринимательских семей. Партнером программы является Сбербанк, и в первую очередь обучаться по ней будут дети клиентов кредитной организации, планируется принять 15–20 человек. «Наша задача – показать детям их ровесников, другие предпринимательские семьи, научить их общаться с бизнес-провайдерами, а также помочь выстроить свою карьеру и свою позицию в семье по отношению к благосостоянию», – отметила она. Вторая программа прошла в пилотном режиме прошлой осенью (11 участников) и будет проведена осенью этого года. «Это трехдневная образовательная программа, которая называется «Сохранение благосостояния и планирование преемственности, – продолжила Мисютина. – По сути, это две программы: для сервис-провайдеров и для членов предпринимательских семей».

Москва.