В Нижнем Новгороде прошла пресс-конференция Роспотребнадзора на тему «Кредиты и другие финансовые услуги для населения: с какими жалобами нижегородцы идут в Роспотребнадзор?».

В закон «О защите прав потребителей» внесены новые понятия и статьи, которые касаются финансовых услуг, напомнила начальник отдела по защите прав потребителей управления Роспотребнадзора по Нижегородской области Нина Цветкова. Цветкова рассказала о новшествах более подробно. Если ранее потребитель для решения проблемы в судебном порядке должен был ехать в Москву, то сейчас все проблемы решаются по месту нахождения заемщика. Уступка требования третьим лицам банкам по-прежнему разрешена, но при этом клиент банка должен очень внимательно вычитывать условия договора. Теперь он имеет право запретить уступку требований. «Федерального закона о коллекторской деятельности нет, – говорит Нина Цветкова. – Но есть ограничения по деятельности коллекторов: например, они имеют право звонить и писать смс-сообщения должникам только до 22 часов. Также коллектор должен полностью представляться – называть свою фамилию, имя, отчество и должность». Эксперт отметила, что сотрудники коллекторских агентств часто угрожают  людям. И даже вывешивают в местах работы или жительства людей, с которых они хотят получить долги, плакаты, которые порочат их репутацию. Моральный вред в данном случае можно защитить только в судебном порядке. В подъезде одного нижегородца были развешены плакаты с надписью «Должник». Также коллекторы часто прибегают к угрозам жизни – такие жалобы постоянно поступают в отдел по защите прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области. Сотрудники коллекторских агентств часто начинают запугивать престарелых родителей должников.

Новшества в законе запрещают устанавливать различные цены в зависимости от формата оплаты. Цена товара или услуги должна быть в рублях.  Если организация предлагает дополнительные услуги, потребитель должен дать на них согласие в письменной форме. Если ранее банки предоставляли, как правило, клиентам только одну страховую организацию, то сейчас они должны предоставлять их несколько – на выбор. Но есть, на взгляд Нины Цветковой, в новшествах к закону и серьезные недоработки. Например, теперь прописано, что шрифт в договоре должен быть «хорошо читаемым», но размер шрифта не указан.

Теперь в законе «О защите прав потребителей» также прописано, что потребитель имеет право оплачивать товары и услуги в любом месте не только наличными, но и при помощи пластиковых карт. Но многие небольшие организации часто не имеют специальных устройств для оплаты картами. Многие клиенты банка производят оплату в последний день согласно графику. И банк начисляет пени, ссылаясь на то, что деньги поступили с опозданием на 2–5 дней. Сейчас, если у клиента кредитной организации есть документальное подтверждение оплаты в последний день, он не будет платить  пени. Если потребитель приобрел в кредит некачественный товар, то затем ему по договору должны возместить не только цену товара, но и проценты по потребительскому кредиту, которые он уже успел оплатить. То есть все убытки, понесенные покупателем, должны вернуть продавец и банк.

«Мы также знаем, что в течение двух недель каждый потребитель может вернуть товар, если он его не устроил по определенным параметрам, если сохранился чек, ярлыки, пломба, – говорит Нина Цветкова. – Но в этом случае, даже если товар был куплен в кредит, деньги за товар вернут, но выплаченные проценты – нет. Перед новым годом люди традиционно идут совершать крупные покупки. И в начале января, после каникул, мы получаем шквал жалоб, в которых потребители жалуются, что не могут вернуть товар или проценты по кредиту!». Но есть список товаров, которые не подлежат обмену. Если же покупатель вернул приобретенный в кредит товар продавцу, следует расторгнуть кредитный договор. Для этого надо запросить накладную, подтверждающую, что товар находится у продавца.

В этом году многие нижегородцы вкладывали средства в паевые инвестиционные фонды. «Одна подобная компания оказалась мошеннической, и нижегородцы не смогли вернуть свои средства, – рассказывает Нина Цветкова. – Когда они пришли туда, офис был закрыт. Когда речь идет о ста пятидесяти процентах годовых, людей это должно насторожить. Но некоторая категория, особенно пожилые люди, верит в такие баснословные суммы и бывает часто обманута мошенниками. Это к вопросу о необходимости повышать финансовую грамотность населения, особенно людей преклонного возраста, которые таким путем теряют с трудом накопленные средства».

Закон о защите прав потребителей теперь запрещает навязывать определенные услуги, в частности ОСАГО или же страхование жизни и здоровья. На эту тему нижегородское отделение Роспотребнадзора за 10 месяцев 2014 года составило 36 протоколов. «Часто весомым доказательством навязываемых услуг является видео- или аудиозапись, – рассказывает Цветкова. – Один наш протокол дошел до высшего арбитражного суда. Также один нижегородец выложил видео на эту тему в Ютуб – как ему навязывали услуги. И видео произвело фурор!». Но финансовые организации продолжают навязывать услуги, так как штраф в размере 10–20 тыс. рублей не является для многих значительным. И только антимонопольная служба имеет право накладывать штраф до миллиона рублей.

По мнению Цветковой, главное условие успешного сотрудничества финансовых институтов и потребителей – это открытые правила игры. Эксперт уверена, что если население будет работать над своей финансовой грамотностью, то и банки изменят свое поведение в лучшую сторону.

Нижний Новгород.