Идея создания подразделений для инновационных разработок реализуется в нескольких российских банках. Понятно, что мало назначить такое подразделение ответственным за инновации, необходимо качественно по-другому организовать его деятельность, вплоть до создания особой, отличной от общекорпоративной, культуры.

20 июня Альфа-Банк провел пресс-конференцию, посвященную итогам первого года работы своего инновационного подразделения – «Альфа-Лаборатории», в которой приняли участие Алексей Марей, главный управляющий директор Альфа-Банка, Алексей Коровин, член правления, руководитель блока «Розничный бизнес» Альфа-Банка, Владимир Урбанский, руководитель блока «Электронный бизнес» Альфа-Банка, «Альфа-Лаборатория», и Надежда Авданина, директор Центра инноваций и технологий электронного бизнеса Альфа-Банка, «Альфа-Лаборатория».

Пресс-конференция проходила в новом офисе лаборатории, который был создан по образу офисов стартапов Силиконовой долины.

Фото: Альберт Тахавиев, Bankir.Ru

Алексей Марей отметил, что в настоящее время клиентская база банка – это 11 млн. человек, а офисов у него только 330, поэтому электронные дистанционные каналы обслуживания крайне важны для Альфа-Банка, который был одним из пионеров их широкого использования в России. Уже сейчас подавляющее большинство операций клиенты банка проводят через дистанционные каналы. И Альфа-Банк всячески поощряет эту тенденцию, предлагая для этого инновационные ИТ-системы. Хорошо известна система интернет-банкинга «Альфа-Клик» для розничных клиентов, а в мае-июне этого года аналитическое агентство Markswebb Rank & Report провело исследование систем интернет-банкинга для малого бизнеса, по результатам которого система «Альфа-Бизнес Онлайн» вошла в число лидеров, ее используют более 94 000 предпринимателей и компаний малого бизнеса.

Вначале Альфа-Банк использовал системы внешних поставщиков, но затем перешел к преимущественно самостоятельному развитию ПО для своего электронного бизнеса, хотя сотрудничество с внешними компаниями-партнерами сохраняется.

Год назад было принято решение о создании «Альфа-Лаборатории», в рамках которой теперь осуществляются все работы по созданию систем для электронного бизнеса банка. Причем сразу была поставлена задача – создать подразделение с атмосферой стартапа и с соответствующей организацией структуры, проектов, коммуникаций, технологий, подчеркнул Владимир Урбанский. И, похоже, пока Альфа-Банку это удается.

Работа этой лаборатории организована по матричному принципу управления, для каждого проекта создается своя команда из специалистов, которые обычно работают в разных подразделениях банка. И многие специалисты задействованы в нескольких проектах. Для разработки ПО используются современные Agile (гибкие) методологии (Канбан, Хакатон и т.д.), отметила Надежда Авданина.

Фото: Альберт Тахавиев, Bankir.Ru

Владимир Урбанский сообщил о некоторых результатах применения разработок лаборатории в бизнесе Альфа-Банка. За год с мая 2013 года число подключений к интернет-банкингу увеличилось на 37%, а число пользователей мобильного банкинга – вдвое. Втрое возросло число пользователей сервиса международного перевода средств с карты на карту, этот сервис доступен в 33 странах. Вдвое увеличился объем электронного инвойсинга, начата опытно-промышленная эксплуатация сервиса оплаты налогов через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС. Недавно запущена платформа интернет-кредитования, благодаря которой интернет-магазин может предлагать своим покупателям мгновенное оформление кредита на свои товары.

В беседе с журналистами Алексей Марей сообщил несколько фактов о развитии бизнеса банка. Кредитный портфель Альфа-Банка по итогам 2014 года должен вырасти на 15–20%. Причем корпоративный портфель увеличится на 17–18% при росте рынка на 15–17%. А в розничном кредитовании модель «взял дорого депозит, дал дорого кредит» больше не работает. Но Альфа-Банк и не был ее приверженцем, в целом рынок будет расти на 10–15%, а Альфа-Банк должен вырасти на 15–20%.

Москва.