В мае представители Русславбанка заявляли, что банк продал кредитный портфель на сумму 1 млрд руб для поддержки ликвидности принадлежащей ему платежной системы Contact. От сотрудничества с платежной системой тогда отказались несколько российских банков и банков стран СНГ после того, как в апреле правоохранительные органы провели обыске в материнском банке, подозревая его вице-президента Александра Миронова в организации нелегальных банковских операций.

Из отчетности Русславбанка по российским стандартам видно, что его розничный кредитный портфель в мае уменьшился на 9,4 млрд руб. В том же месяце в банке "Открытие" объем средств на счете, на котором учитываются купленные кредитные портфели, увеличился на сумму более 8 млрд рублей. Собеседник РБК в "Русславбанке" пояснял, что кредитный портфель был продан нескольким банкам, не только "Открытию".

Собеседник РБК, близкий к руководству Contact, говорит, что сделка была проведена быстро, так как платежная система остро нуждалась в деньгах из-за того, что российские банки, услышав про обыски, забрали средства из платежной системы. Ей, в свою очередь, необходимо было внести предоплату в банке Центральной Азии, которые сделали ее обязательным условием сотрудничества после краха системы денежных переводом "Мигом". Таким образом у Contact возник кассовый разрыв. "Самым быстрым способом его ликвидации стала продажа портфеля", - отмечает собеседник РБК.

Действительно, вырученные от продажи портфеля средства - 1,2 млрд руб - "Русславбанк" сразу же перевел на корсчета в банках-нерезидентах, внеся предоплату, и оставив часть на корсчете в ЦБ.

Пресс-служба "Открытия" подтвердила факт покупки части розничного портфеля Русславбанка, но детали сделки не раскрыла. "Покупка части портфеля не является поддержкой Русславбанка - мы рассматриваем ее как а интересную для нас сделку в рамках одного из ключевых направлений бизнеса банковской группы "Открытие", - уточнил представитель пресс-службы "Открытие". Пресс-служба Русславбанка от комментариев отказалась.

Дисконт по проданному портфелю достигает почти 90%. "Дисконт невероятный, рыночная сделка такой быть не может, скорее всего, включены особые условия и договоренности", - считает замгендиректора "Эксперт РА" Павел Самиев. Источник, близкий к "Открытию", считает, что сделка могла быть номинальной. "Русславбанк мог передать портфель в качестве обеспечения за полученные средства, я знаю, что она прошла в несколько этапов, было 3-4 транзакции", - говорит он он.

"Портфель может быть продан и за 10% номинала и дешевле, но и просрочка должна быть по нему сопоставимой с дисконтом", - отмечает замгендиректора "Интерфакс-ЦЭА" Алексей Буздалин. Но объем созданных резервов по розничному портфелю до его продажи (1,8 млрд руб резервов на портфель 16 млрд руб) говорит о несоответствии его качества дисконту. Русславбанк в прошлом году начал выдавать кредиты мигрантам, но проект пилотный, доля таких кредитов в портфеле небольшая (меньше 1%) и даже если там есть невозвраты, то на общий уровень просрочки это не повлияло.

Два источника, близких к "Открытию" говорят, что банку интересна клиентская база Contact и он планирует систему купить. Знакомый совладельца "Открытия" Вадима Беляева сказал РБК, что договоренность о покупке достигнута. Представитель пресс-службы ФК "Открытие" говорит, что с платежной системой на данный момент заключено только стратегическое партнерство - с системой "Рапидой" (подконтрольна "Номос-Банку"). "Наверное самый вероятный вариант дальнейшего сотрудничества - это покупка "Открытием" системы Contact, но технически сложно отделить систему от Русславбанка, который является ее расчетным центром, поэтому сделка по переходу к "Открытию" может затянуться", - считает предправления КБ "Юнистрим" Кирилл Пальчун.

Система денежных переводов Contact занимает третье место с годовым оборотом 160-170 млрд руб. после «Золотой короны» и «Юнистрима», а также розничного бренда Contact Банк. В 2012 году акционеры Русславбанка решили развивать розницу и посчитали, что эффективнее всего это делать под брендом Contact, который с момента основания платежной системы в 1999 году стал узнаваемым на рынке. С лета 2013 года с клиентами-физлицами Русславбанка работает Contact Банк — розничное подразделение кредитной организации.

Источник: РБК-РИА РосБизнесКонсалтинг