На фоне довольно активных перемен в области законодательства, касающихся финансовых организаций, растущих требований со стороны ЦБ РФ, банкиры зачастую остаются один на один с необходимостью незамедлительного обновления и совершенствования своих электронных систем. О том, как в таких условиях эффективно и выгодно выстроить взаимоотношения кредитной организации и вендора, рассказывали эксперты семинара « Поддержка новых требований законодательства в 2014 году и не только». С руководителями ИТ-служб, бухгалтерских подразделений, отделов отчетности банков беседовали ведущие специалисты компании « ПрограмБанк», представители кредитных организаций. Эксперт временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества, генеральный директор iDSystems Андрей Федорец рассказал о возможностях и необходимости электронного документооборота кредитных организаций с государственными органами. В современных условиях это одна из самых интересных и важных областей внешнего банковского взаимодействия.

Как отметил в начале своего выступления Андрей Федорец, государство и ЦБ РФ ставят перед банками все новые информационные и законодательные задачи, при этом обозначая пути их решения, предоставляя соответствующие сервисы. Так, например, на основании 210-ФЗ и Распоряжения правительства РФ № 1471-р сегодня кредитным организациям доступна масса возможностей. Это начисления, сформированные различными ведомствами по платежам граждан (и юридических лиц) в ответ на запрос в ГИС ГМП (оператор — Федеральное казначейство). Банки могут осуществлять запросы о наличии счетов и остатков на них по разыскиваемым должникам (ФССП России). Также по линии ФССП доступна возможность запроса разнообразных постановлений по ограничению расходования средств должниками, запросы сведений о ходе исполнительного производства. В электронном виде в режиме онлайн кредитные организации могут получать сведения от ФМС: о действительности (недействительности) документа, удостоверяющего личность, о действительности (недействительности) регистрации заявителя по месту жительства. Выписки из ЕГРП о зарегистрированных правах на недвижимое имущество, выписки из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, адресные сведения и сведения о постановке на учет в налоговом органе, сведения о наличии счетов должников и остатках денежных средств на них различные уведомления по действиям, ограничивающим расходование средств должниками,— вся эта информация, открытая законом для использования кредитными организациями, находится в доступе в СМЭВ, ГИС ГМП.

Однако, по данным статистики, процесс подключения и использования банками сервисов ГИС ГМП и СМЭВ идет крайне медленно. По данным исследования IT-задач, которое провела в начале 2014 года компании «Ресмарк», за период 2012–2013 годов более 60 % банков реализовывали проекты по интеграции с ГИС ГМП. А на 2014–2015 годы работы по ГИС ГМП и ЭДО с госорганами планируют менее 10 %. Это не очень хорошая тенденция, ведь банки лишают себя возможностей по расширению функциональности систем, полезных и для собственных бизнес-процессов, и для обеспечения качественного клиентского сервиса.

Андрей Федорец перечислил лишь несколько возможностей, выгодных как для банков, так и для их клиентов: «Работа с сервисами ГИС ГМП И СМЭВ значительно упрощает и ускоряет работу и операционных сотрудников, и специалистов кредитных отделов, и многие процессы в работе как с физическими, так и с юридическими лицами. Судите сами: без проблем и лишних манипуляций, заполнений форм, производится прием платежей по электронным счетам — налоги, штрафы, пошлины (ГИС ГМП), разнородные платежи (ГИС ЖКХ, РНиП Москвы, платежные сервисы РПГУ, коммерческие поставщики е-инвойс). Переход на электронное взаимодействие, например, с ФССП России мгновенно снижает неоперационные издержки на обработку документов на бумажных носителях. Вместо этого мы получаем централизованную работу и качественный контроль за просроченной задолженностью. Работая, например, с ФМС, ФНС, Росреестром в электронном виде, банк автоматически упрощает процесс проверки клиентов, совершающих крупные сделки, благодаря быстрому получению выписок из ЕГРИП, ЕГРЮЛ, адресных сведений, информации о действительности ДУЛ первых лиц легче становится организация дистанционного открытия дополнительных счетов ЮЛ и ИП. ЭДО позволяет проводить анализ поведенческой модели на основе сведений из ГИС ГМП, РНиП Москвы, РПГУ, ФНС, ФМС, ФССП России, что делает более эффективной работу скоринговых подразделений банка».

Наряду с сервисами необязательными, ввиду изменений в законодательстве, появились и обязательные (строго желательные сервисы) ЭДО. Например, работа с запросами ФССП — тяжелое взаимодействие для банков. А это ведомство стремительно наращивает свои мощности. Сейчас в кредитные организации стекается огромное количество бумажных запросов — до 450 000 в сутки. И чтобы обработать все это в разумные сроки, соблюдая требования закона, требуется существенным образом приостановить операционную деятельность банка. За несвоевременный ответ банк несет ответственность — весь банк, а не филиал, в который направлен запрос.

Существуют и другие указания Центробанка, требующие от кредитных организаций мгновенного реагирования, связанного с совершенствованием своих электронных систем, ДБО и АБС. К таким предписания и рекомендациям относятся и указание ЦБ 3179-У, которое реализуется с помощью ЭДО с ФМС России, и исполнение требований Указания ЦБ 3179-У по идентификации клиента, установления и идентификации выгодоприобретателя. Из самых свежих нововведений — исполнение требований 115-ФЗ, которое реализуется с помощью ЭДО с ФНС, ФМС, ПФР, ФОМС, ЕСИА.

Изменениями 115-ФЗ (введены 110-ФЗ от 05.05.14) вводится понятие «упрощенная идентификация клиента — физического лица», а также определяются условия и способы проведения такой идентификации, уточняются случаи, когда идентификация и упрощенная идентификация клиента — физического лица не проводятся. Вводится запрет на использование клиентом — физическим лицом, не прошедшим упрощенную идентификацию, неперсонифицированного электронного средства платежа для осуществления перевода электронных денежных средств другому физическому лицу либо для получения переводимых электронных денежных средств от другого физического лица.

При этом использование неперсонифицированного электронного средства платежа может осуществляться клиентом — физическим лицом для перевода электронных денежных средств юридическому лицу при условии, что остаток электронных денежных средств в любой момент не превышает 60 тысяч рублей, а общая сумма переводимых электронных денежных средств не превышает 200 тысяч рублей в течение календарного месяца.

Устанавливается, что операции по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а равно по расходованию денежных средств (имущества) подлежат обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее.

Еще одна тонкость нового законодательства — ЭДО с ФОИВ по 115-ФЗ (упрощенная идентификация). Упрощенная идентификация клиента — физического лица проводится (далее приведен один из способов) посредством направления клиентом — физическим лицом кредитной организации, в том числе в электронном виде, следующих сведений о себе: ФИО, серии и номера ДУЛ, СНИЛС, и (или) ИНН, и (или) номера полиса ОМС, а также номера мобильного телефона.

При получении из ИС ФОИВ, ПФР, ФОМС подтверждения совпадения сведений, а также при подтверждении получения на указанный им номер мобильного телефона информации, обеспечивающей использование электронного средства платежа, клиент — физическое лицо считается прошедшим процедуру упрощенной идентификации.

Операторы ИС ФОИВ, ПФР, ФОМС, оператор ЕСИА в срок до 1 октября 2014 года обязаны безвозмездно обеспечить возможность использования кредитными организациями соответствующих информационных систем в целях осуществления ими упрощенной идентификации клиентов — физических лиц. В этих целях сервисы ФМС, ПФР открыты для КО в СМЭВ. ФНС, ФОМС ведут работу.

«Как мы видим, электронный документооборот с госорганами подразумевает обязательные и зачастую противоречивых требования со стороны регуляторов, и любое промедление со стороны кредитных организаций, к сожалению, грозит наложением или существенных штрафов, или ограничений на деятельность банков. При этом организация взаимодействия требует учета возможностей взаимодействий, встраивания их в бизнес-процессы, а также вывода возможностей, предоставляемых ЭДО с госорганами, во фронтальные системы. Специалисты и эксперты iDSystems готовы делиться опытом и знаниями в области организации с любыми госорганами, чтобы банки не оставались один на один со своими проблемами в этой сфере. В числе наших клиентов более 160 кредитных организаций РФ, которым пришелся в пору наш огромный опыт в решении всех проблем взаимодействия банков и ФОИВ. Мы готовы к диалогу»,— завершил свое выступление Андрей Федорец.

Источник: компания iDSystems