Банк на кончике пальца

В минувший четверг Европейский совет по розничным платежам объявил о создании двух рабочих групп для изучения мобильных и "инновационных" способов оплаты в ЕС. Мобильные платежи за год начали стремительно набирать популярность и обещают стать главным трендом 2014 года. Главные игроки на этом рынке — банки. По подсчетам американского исследовательского агентства Javelin Strategy & Research, в 2013 году услугами мобильных платежей и переводов воспользовались 43% владельцев мобильных телефонов. По результатам этого года показатель может вырасти до 48%, а к 2018 году доля пользователей мобильных услуг банков в США возрастет до 63%.

Настоящий прорыв в области освоения мобильного банкинга наблюдается в Великобритании, где за год число транзакций с помощью мобильных приложений выросло вдвое. Если в 2012 году за неделю банковскими приложениями пользовались 9,1 млн раз, то в 2013 году — 18,6 млн. Тенденция, согласно апрельскому отчету Ассоциации британских банкиров (BBA), сохранится в ближайшие годы. По прогнозу BBA, в этом году банковскими приложениями будут пользоваться около 20 млн раз в неделю, к 2016 году цифра может вырасти вдвое.

Мобильные платежи стали самым быстрорастущим способом оплаты в Китае. По данным Народного банка Китая, за 2013 год объем рынка мобильного банкинга вырос на 317% по сравнению с 2012 годом — до $1,59 трлн. Рынок мобильных платежей без учета банков по последнему отчету iResearch уже достиг в КНР отметки $200 млрд (рост за год в восемь раз). В Германии число пользователей мобильного банкинга выросло вдвое. Сейчас около 35% клиентов немецких банков совершают операции со счетом при помощи мобильных устройств.

"В России существенный рост объемов мобильного банкинга в последние годы в первую очередь связан с увеличением степени проникновения смартфонов и развитием предложения со стороны кредитных организаций. Банки стремятся снизить свои расходы на развитие дорогостоящей сети отделений, предпочитая переводить клиентов на дистанционные каналы обслуживания",— отмечает эксперт по финансовым вопросам компании "Делойт" в СНГ Максим Любомудров.

Товарная мобилизация

Помимо финансовых институтов и компаний, выпускающих кредитные карты, большую роль в расширении рынка играет онлайн-торговля. Объемы онлайн-продаж по результатам 2013 года оцениваются агентством eMarketer приблизительно в $41 млрд. К 2017 году сумма покупок, сделанных с помощью мобильного устройства, может перевалить отметку $100 млрд.

Главным игроком здесь является eBay, который активно инвестирует в мобильные технологии, а наиболее важным событием стало приобретение в 2002 году PayPal — самой популярной в мире платежной системы с более чем 200 млн пользователей. В середине мая Google предоставила возможность пользователям своей платежной системы Google Wallet расплачиваться за приложения из Google Play при помощи аккаунта прямого конкурента — PayPal. "Мобильный банкинг затрагивает средства совершения платежа, которые сосредоточены вокруг важной технической составляющей. Это и объясняет рост могущества на рынке Google или PayPal, например. Традиционные банки вынуждены интегрировать новые каналы передачи данных в свои информационные системы, которые намного старее",— рассказал в интервью "Ъ" профессор бизнес-школы Audencia (Нант, Франция) Фредерик Алексис.

В последнее время рынок мобильных платежей начал расширяться и благодаря появлению новых игроков. Одним из них стала сеть кофеен Starbucks, запустившая свою мобильную платежную систему в 2011 году. Ее пользователями стали свыше 10 млн американцев, которые выполняют 5 млн транзакций в неделю. По оценке агентства BI Intelligence, по результатам 2013 года выручка от мобильных платежей составила около $1 млрд. Это вдохновило на внедрение мобильных систем оплаты и других ритейлеров, включая британский Tesco и французский Auchan. В апреле собственную систему денежных переводов запустил и Wal-Mart. Его платежная система Walmart-2-Walmart должна конкурировать с Western Union и MoneyGram за счет низкой комиссии. Клиенты Walmart-2-Walmart смогут переводить до $50 с комиссией $4,50 (у конкурентов — от $4,75 до $5,00), а перевод до $900 обойдется в $9,50 (в сравнении с $73 у MoneyGram).

Технологичный платеж

В гонку на рынке мобильных платежей включились и такие высокотехнологичные компании, как Apple и Facebook. Неофициальная информация о том, что Apple готовится создать платежную систему, появилась в начале года. Сервис будет основан на базе уже существующих аккаунтов iTunes (около 575 млн) и упростит покупки при помощи iPhone и iPad. Свою платежную систему планирует запустить и Facebook. С ее помощью пользователи смогут осуществлять покупки и денежные переводы. По данным американских СМИ, услуга будет доступна и европейским пользователям. Сейчас соцсеть ждет одобрения ЦБ Ирландии на запуск этого сервиса. "Розничный банковский бизнес в ближайшие годы ощутит серьезное давление со стороны нетрадиционных конкурентов",— считает господин Любомудров.

У нас

Активное проникновение планшетов и смартфонов не могло не сказаться на банках. Согласно исследованию рынка систем дистанционного банковского обслуживания компании C-news, системы дистанционного банковского обслуживания населения используются в 85% банков топ-100. Самой распространенной является система типа "интернет-банк", которую используют 83% банков. При этом большая часть интернет-банков уже имеет мобильную версию для iOS и Android, реже — для Windows Mobile, и популярность мобильного банкинга растет. По данным C-news, решения по мобильному банкингу в 2013 году использовались в 64% банков, в 2012 году — в 54,1%, а в 2011 году — в 34% банков топ-100. По оценкам председателя ассоциации "Электронные деньги" Виктора Достова, сегодня около 15-20% всей активной клиентской базы банков РФ пользуются мобильным банком.

С помощью мобильного банка сегодня можно открыть и пополнить вклад, погасить кредит, перевести деньги со счета на счет и с карты на карту. Число контрагентов, в пользу которых можно отправить платежи на льготных условиях (например, заплатить за мобильную связь, интернет), постоянно растет. Кроме того, банки активно взаимодействуют с сотовыми операторами в развитии мобильной коммерции, когда клиент фактически оплачивает услугу с баланса телефона. По закону сделать это без участия банка невозможно. Потому на рынке стали появляться так называемые пограничные банковско-телекоммуникационные проекты, например RuRu (у Альфа-банка и "Вымпелкома") или Mobiденьги (банк "Таврический"). Их, как и приложения мобильных банков, можно скачать на телефон и совершать покупки, переводы и платежи, списывая средства как с баланса телефона, так и с карты. По оценкам Виктора Достова, объем рынка мобильной коммерции в РФ в 2013 году уже достиг 80 млрд руб., увеличившись за год на 35%.

Источник: Коммерсантъ