За год в Новосибирске в два раза выросло количество жалоб на нарушение использования персональных данных, поступающих от граждан в Роскомнадзор. В округе – в 1,6 раза. Об этом на пресс-конференции заявил заместитель руководителя Управления Роскомнадзора по СФО Николай Макаренко.

59% жалоб, поступающих в Роскомнадзор от граждан, недовольных, как используются их персональные данные, касаются банковских организаций и коллекторских агентств. По сравнению с прошлым годом, их количество выросло всего на 3%, но по-прежнему превалирует в общей структуре обращений.

«Человек берет кредит, по какой-то причине перестает платить, банк передает долг в работу коллекторскому агентству, и коллекторы начинают его выбивать. Вот тогда  и возникает вопрос – а на каком основании передали? – поясняет Николай Макаренко. – К сожалению, практика показывает, что многие заявители просто не читают договор с кредитной организацией, в котором этот пункт прописан».

По словам Макаренко, работать с такими жалобами достаточно сложно. Во-первых, граждане часто не указывают в заявлениях необходимую информацию: номер кредитного договора, данные о себе. Сбор информации требует дополнительного времени. Во-вторых, банки далеко не всегда в положенные 30 дней предоставляют данные, которые запрашивает у них Роскомнадзор. Между тем, согласно Кодексу об административных правонарушениях (КОАП), срок давности по таким нарушениям составляет всего 3 месяца от даты передачи банком персональных данных сторонней организации, что позволяет кредитору уходить от ответственности. «На сегодняшний день, на наш взгляд, это серьезная правовая проблема. В Госдуму уже представлены предложения о ее корректировке, чтобы нарушителя можно было привлечь к ответственности в любой момент», – констатирует Макаренко.

Тем не менее в двух случаях окружное управление Роскомнадзора уже передавало материалы на привлечение к ответственности кредитных организаций за несвоевременные действия. Впрочем, банки этот факт особо не смущает, так как штрафы за нарушение правил обращения с персональными данными граждан невелики: до 5 тыс. рублей на должностное лицо, до 10–15 тыс. – на организацию. «Штрафы должны быть более высокими, это обяжет любое юрлицо более трепетно относиться к сохранности базы персональных данных, а также к организации работы с ними», – уверен Макаренко.

Назвать банки и коллекторские агентства, которые чаще всего фигурируют в жалобах граждан, замглавы Управления Роскомнадзора по СФО отказался, отметив, что злостных нарушителей, которые бы делали это сознательно, в списке нет.

Тем не менее Макаренко отметил, что тенденция роста таких жалоб, а также их превалирование в общем объеме заявлений граждан и в регионе, и в округе, сохранится. Это объясняется ростом правовой культуры граждан, которые понимают свои права и знают, куда нужно обращаться, если они нарушены, а также высокой закредитованностью россиян. «В ближайшее время мы будем составлять план проверок на вторую половину 2014 и 2015 годы. Думаю, что с учетом сформировавшихся тенденций, в этот список будут включены и коллекторы», – пояснил корреспонденту Bankir.Ru Макаренко, отметив, что до сих пор эти организации, фигурирующие в жалобах граждан, Роскомнадзор не проверял.

Новосибирск.