Так уже в 2013 году стало заметно их увеличение от общего количества проданных на территории России легковых машин: в 2012 году в кредит были оформлены 33,6% автомобилей, в 2013 году – 45,8%, в 2014 году ожидается 60%. Для нашей страны это существенный рост, однако по мировым меркам отечественный рынок кредитования в данном сегменте только набирает обороты и признан развивающимся. Например, в США доля кредитных автомобилей превышает 83%, в Великобритании – 74% (по данным АВТОСТАТ).

Отчасти росту спроса на кредитование в данном сегменте в прошлом году также послужила государственная программа субсидирования потребительских кредитов на покупку новых автомобилей, которая действовала с 1 июля по 31 декабря 2013 года и распространялась на автомобили стоимостью не выше 750 тыс. рублей (наиболее популярными моделями, купленными в кредит, у россиян в прошлом году стали Lada, Chevrolet, Renault, KIA и Hyundai).

Одновременно с ростом доли кредитных автомобилей увеличивается и объем просроченной задолженности – по итогам 1-ого квартала 2013 года он достиг 47,6 млрд. рублей, что на 30% больше аналогичного показателя прошлого года. На сегодня объем просрочки составляет более 10% от совокупного общего кредитного портфеля.

Можно прогнозировать, что в 2014 году просроченная задолженность продолжит свой рост, однако он будет не столь активный, как в прошлые года, что связано с общим снижением продаж новых автомобилей, с действиями кредиторов, направленными на минимизирование просрочки. Таким образом, по итогам 2014 года данный показатель может составить 53,2 млрд. рублей (рост 16,1%).

Увеличение просроченной задолженности связано с рядом факторов: ухудшение финансового положения населения (доходы населения выросли всего на 3,3% при росте инфляции более 7%), ростом безработицы а (5,2% против 4,9% в 2012 году). Населению стало сложнее соблюдать платежную дисциплину на фоне роста закредитованности населения (средний показатель по стране составляет 1,3 – 1,4 кредита на должника, максимальный - 17 просроченных кредитов разным банкам). Выросла и доля населения, обслуживающего сразу несколько кредитов, а также увеличилась в среднем доля ежемесячного дохода, которая идет на их оплату (сегодня показатель DTI (отношение долга к доходам) находится на уровне 45% (критическим считается показатель в 50%).

Еще раз стоит отметить, что сейчас банки как никогда озабочены своими финансовыми показателями, поэтому, в отличие от предыдущих периодов, кредиты на покупку автомобиля в 2014 году они будут давать более осторожно, оценивая заемщика и свои риски.

Следствием общего роста объема просроченной задолженности по автокредитам является увеличение данного сегмента в портфеле коллекторских агентств. На сегодня на долю автокредитов приходится около 14% (или 28 млрд. рублей в абсолютном выражении), в 2012 году данный показатель был на уровне 10%, в 2011 – 4,4%, в 2010 – 2,1%, 2009 – 1,2%.

Среди проблемных регионов, в которых процент задолженности выше, чем у остальных, числятся Москва, Санкт-Петербург, Кемеровская, Московская, Новосибирская, Ростовская и Свердловская область, а также Татарстан и Краснодарский край.

Значительный рост демонстрирует и средний размер задолженности в данном сегменте: в 2012 году –374,6 тыс.рублей, в 2013 году – около 457,7 тыс. рублей – в первую очередь, динамика связана с ростом ставок кредитования в России – в среднем они составляют 14-15% (в 2012 – 10-13%), а также с ростом цен на сами автомобили. По итогам года средневзвешенная цена легковых автомобилей в России выросла на 7% до 900 000 рублей (в 2012 году этот показатель составлял 840 000 тыс. рублей), что является рекордным показателем за всю историю наблюдения за авторынком.

Заместитель генерального директора по маркетингу и продажам «СЕКВОЙЯ КРЕДИТ КОНСОЛИДЕЙШН» Елена Терехова: «Рост просроченной задолженности в сегменте автокредитования обусловлен тем, что на фоне снижения темпов роста рынка кредитования (28,5%в 2013 году против роста в 40,4% по итогам 2012 года) происходит вызревание просроченной задолженности по кредитам, выданным в конце 2012-первой половине 2013 года, когда банки вели менее жесткую политику выдачи кредитов. Сейчас многие банки изменили стратегию выдачи и качество портфеля «молодых кредитов» заметно улучшилось. Также произошли изменения и в работе с просроченной задолженностью – к нам в работу стали поступать более молодые долги. Такие изменения дают возможность коллекторам работать не только на взыскание денежных средств, но и увеличивают вероятность взыскания за счет реализации транспортного средства. На поздних сроках просрочки автомобиль практически невозможно найти или он находится в таком состоянии, что его реализации не достаточно для погашения кредита в полном объеме».

Источник: Компания "Секвойя Кредит Консолидейшн"