Сейчас темпы роста розничного кредитования снижаются, количество банков – сокращается, потребности оставшихся игроков – изменяются. Экономия уже не является пустым звуком.

На конференции «ИКТ в финансовом секторе: новые стратегии» компании представили свои продукты, которые помогут банкам экономить, а клиентам позволят более комфортно взаимодействовать с кредитными организациями.

Точки роста

По словам старшего аналитика CNews Analytics Марии Поповой, «стратегия самых активных игроков финансового рынка – это максимизация прибыли, получение дополнительных конкурентных преимуществ с точки зрения IT. В зарубежной практике на IT уходит около 7% доходов банков. Российские банки в среднем тратят около 2% своих доходов на IT».

В структуре расходов отрасли доминирует покупка оборудования, на инфраструктурные решения в наших банках расходуется денег больше, чем в западных. Не исключено, что ситуация несколько изменится.

«Сейчас важные задачи с точки зрения IT – это развитие ритейлового бизнеса, повышение эффективности, интеграция разнородных ландшафтов. Эксперты уверены, что именно технологии станут фактором успеха компаний в будущем», – считает Попова.

Одна из тенденций – развитие аутсорсинговых проектов. Подобных предложений становится все больше, хотя пока количество реальных проектов измеряется десятками.

«Еще одна точка роста – мобильный банкинг. В России к 2018 году он вырастет как минимум в три раза. Пока по уровню проникновения мобильного банкинга лидирует Западная Европа», – подчеркнула Мария Попова.

С банком в кармане

О возможностях увеличения прибыли с помощью дистанционного банковского обслуживания рассказал заместитель директора департамента электронных банковских систем R-Style Softlab Максим Болышев: «Это (ДБО) означает сокращение расходов, улучшение качества обслуживания, повышение лояльности клиентов, это важно, и все стараются уделять этим вопросам много внимания».

Дистанционное обслуживание может быть как для юридических, так и для физических лиц. Клиенту нужны новые функциональные возможности, которые может предложить ему банк. Корпоративным клиентам тоже важен расширенный функционал – в частности, зарплатные проекты, электронный документооборот, кэш-менеджмент. «Функционал, который позволяет автоматизировать работу с контрагентами, очень привлекателен для клиентов. Если банк это предоставляет, то люди с радостью будут работать с ним», – заметил Максим Болышев.

По его мнению, очень важной и перспективной становится тема мобильного банкинга. «Предоставление мобильного банкинга сейчас является обязательным условием почти для каждого банка. 90% всех банков предоставляет услуги «Интернет-клиента», только 50% из них предоставляет услуги «Мобильного клиента». У нас огромное поле для деятельности. Нам есть куда расти. В прошлом году продажи смартфонов и планшетов уже существенно превысили продажи обычных компьютеров», – уверен спикер.

Также, по словам Максима Болышева, для эффективной деятельности банка очень важен электронный документооборот – «функционал, который позволяет организовать электронный документооборот с клиентами, используя электронную подпись, дает ощутимую экономию времени, средств и рабочих мест».

«Есть много факторов, которые позволяют банкам увеличивать прибыль. Банку надо выбрать стратегию и те решения, которые необходимо внедрить. После этого банк обязательно получит необходимый результат», – резюмировал докладчик.

Фото: Альберт Тахавиев, Bankir.Ru

Все на аутсорсинг

Большие перспективы для банков эксперты видят в аутсорсинге.

«Сейчас определенные сектора рынка уменьшаются, сокращается процентная маржа. На рынок выходят новые, небанковские, игроки. Это усиливает конкуренцию, подталкивает банки к сокращению расходов», – подчеркнул заместитель председателя правления ГК ЦФТ Андрей Фомичев.

На чем можно реально сэкономить? Сейчас запросы заказчиков сводятся к желанию реализовать проекты с максимальной отдачей в минимально короткие сроки.

В 2006 году в США только 32% финансовых организаций компаний использовало аутсорсинг, в 2012 году показатель вырос до 49%. Это в разы больше, чем в России, но аналогичная тенденция наблюдается и у нас. К этому подталкивает в том числе «повышение сложности информационных систем, которые требуют высокой квалификации сотрудников при сопровождении и стоят дорого», – считает Фомичев.

Он привел пример, когда один банк за счет аутсорсинга сократил свои расходы на IT в 2,5 раза. В целом размер экономии находится в прямой зависимости от масштабов использования аутсорсинга и размеров самого банка.

Аутсорсинг может быть частичным и комплексным (именно последний дает максимальный эффект в части сокращения расходов). Переход на него занимает относительно немного времени.

«Аутсорсинг – очень простой и легкий способ начать новый бизнес. Если банк находится на аутсорсинге, то его расходы будут в десятки раз меньше, что является серьезным аргументом для того, чтобы подумать про аутсорсинг», – подчеркнул Андрей Фомичев.

Экономные решения

На конференции компании презентовали свои продукты, сделав акцент на том, как их использование может минимизировать затраты банков.

Коммерческий директор Multipass Solutions Анна Городецкая рассказала о продукте для упрощения обработки документов в финансовом секторе.

«Мы замечаем, что бумага не исчезает с наших столов, хотя мы и стараемся от нее избавиться. Сейчас обработка бланков в финансовых организациях – это скан самой страницы, что долго и затратно. С нашим решением задачу можно упростить», – сообщила она.

Необходимые данные попадают в программу, которая автоматически распознает текст, разделяя всю имеющуюся информацию на отдельные фрагменты. Обработка данных уходит на аутсорсинг, благодаря чему процесс ускоряется в несколько раз. В результате экономия банка может достигать даже 90%, в среднем расходы сокращаются на 50–60%.

Еще один продукт предназначен для управления корпоративным контентом. Чем крупнее компания – тем больше документов хранится на ее сервере, и с течением времени их объем только увеличивается. «Затраты на хранение информации могут превышать стоимость оборудования, на котором она хранится», – заметила Анна Городецкая.

Одно из решений Multipass Solutions позволяет достать информацию, сканировать и проанализировать ее, выбрать активный контент и удалить нерабочий дубликат, что существенно сокращает расходы на хранение данных.

«Плохой тренд – то, что количество банков сокращается, это вызвано жесткими мерами со стороны ЦБ. Все думают о том, как остаться технологичными, выполнить требования закона и снизить свои расходы. Это непростые задачи. Поставщикам услуг нужны дешевые технологии, они должны думать о бюджете клиента, стараясь при этом еще и заработать», – заявил генеральный директор BSS Engineering Андрей Чучелов.

«Мы помогаем внедрять системы ДБО в банке, интегрируя их с существующей инфраструктурой. То, что сегодня мы предлагаем клиентам, востребовано в том числе и в государственных структурах», – сказал он.

Банк должен информировать клиентов о совершенных ими операциях. Традиционный метод работы здесь – смс-информирование. Но здесь нет гарантий своевременной доставки сообщений, возможны мошеннические операции и увеличение тарифов сотовых операторов.

«Наше предложение позволяет систематизировать общение с клиентами. Мы предлагаем банкам структурировать и централизовать технологию каналов уведомления их клиентов. При этом мы должны понимать, как клиентам удобно работать с банком и предоставлять эту возможность», – проинформировал Чучелов.

«Многие банки используют наши решения, в том числе те, которые позволяют автоматически распознавать и вводить информацию по платежным документам. Один из последних проектов в Райффайзенбанке позволил существенно сократить расходы. Мы также работаем с Альфа-Банком, они позитивно отзываются об этих технологиях. Многие проекты начинаются с того, что заказчики хотят получать более качественные данные. Мы даем им такую возможность. Так, один из банков, внедривший наши решения, стал передавать в кредитные бюро информацию о клиентах, которая не содержит ошибок», – поделился успехами старший менеджер по продажам ABBYY Эльдар Билялов.

Решений для банков сейчас существует немало. «Банки перешли к довольно прагматичным проектам, цель которых окупить их расходы в разумные сроки. Но тратить деньги нужно с умом», – подчеркнул Андрей Фомичев.

Москва.