В законодательстве о саморегулировании в строительстве отсутствовали действенные методы контроля. А это значит, что не было сдерживающих факторов и механизмов самоочищения, которые бы стимулировали саморегулируемые организации на создание и обеспечение качества и безопасности на стройке. Как следствие, увеличилось число недобросовестных участников рынка, а также количество провальных контрактов на государственных закупках.

Нацобъединение строителей неоднократно, начиная с 2010 года, поднимало вопрос о коммерциализации системы. В частности, предлагалось исключать недобросовестных субъектов из единого реестра по предписанию надзора или на основании судебного решения. Начиная с 2013 года ситуация стала еще более острой, так что чиновники все чаще стали говорить о том, что нужно более жестко пресекать методы торговли допуском саморегулируемых организаций. Вплоть до уголовного преследования тех лиц, которые продавали допуск СРО.

Не так давно принятый закон об информационной открытости и прозрачности в саморегулировании призван искоренить так называемые «коммерческие» СРО. Планируется создать единую базу данных о саморегулируемых организациях и их членов. Сегодня такого единого реестра нет, и это затрудняет работу контрольно-надзорного органа, проверяющего деятельность саморегулируемых организаций. К тому же в настоящее время заказчикам строительства, инженерных изысканий и проектирования трудно оценить потенциального исполнителя и узнать о его репутации, не имея практически никакой информации о нем. Планируется передать ведение данного реестра национальным объединениям. Отрадно то, что система информационной открытости будет использоваться без радикальных карательных инструментов.

В прошлом 2013 году в середине января состоялось заседание Общественного совета при Федеральной службе по экологическому, атомному и технологическому надзору. На нем обсуждались вопросы взаимодействия НОСТРОЙ и ведомства. В частности, обсуждались вопросы по совершенствованию законодательной базы саморегулирования в строительной сфере, а также способы повышения ответственности саморегулируемых организаций за выполнение поставленных задач. Обсудили также и недостатки, которые были обнаружены в результате надзора за саморегулируемыми организациями.

Наиболее распространённые недостатки и нарушения:

*  Отсутствовал контроль саморегулируемыми организациями за своими членами, в частности, выявлено нарушение технического регламента;

*  Систематически нарушались квалификационные требования при выдаче свидетельств о допуске СРО, то есть в организации не было соответствующих специалистов нужной квалификации, а на повышение квалификации  специалистов не обращали должного внимания;

*  Часто размер средств компенсационного фонда был меньше, чем положено, да к тому же при его размещении не выполнялись требования законодательства.

Общественный совет Ростехнадзора на совещании принял решение, в результате которого в 2014 году усилится взаимодействие с НОСТРОЙ. Так, будет создана рабочая группа, куда войдут не только члены общественного совета, но эксперты и представители Национального объединения строителей. Цель создания рабочей группы – формирование планов совместной деятельности для совершенствования действующего законодательства и практической работы СРО, а также подготовка соглашения между НОСТРОЙ и Ростехнадзора.

В частности, в планах рабочей группы подготовка рекомендаций на 2014 год, в которых будет предложение о том, что нужно внести в отдельные законы РФ изменения, которые бы повысили ответственность саморегулируемых организаций. В рекомендациях будет также предложена передача саморегулируемым организациям некоторых государственных функций (например, регистрационных и надзорных).

Источник: www.allsro.com