MasterCard объявляет результаты исследования MasterIndex, которое проводится в России с 2010 г. и направлено на изучение потребительских привычек держателей карт, в том числе в периоды праздников. Респонденты рассказали, как отличаются их праздничные траты от повседневных, где они расходуют больше денег, какие подарки хотели бы получить на Новый год.

Сравнение итогов нового опроса с результатами исследований MasterIndex прошлых лет показало, что за годы исследования с 6% до 19% увеличилось число респондентов, которые собираются оплачивать праздничные покупки кредитными картами. Все меньше держателей карт планируют покрывать дополнительные расходы в праздники, используя накопленные в течение года сбережения − в 2010 г. этот вариант предпочли 57% участников опроса, а в 2013 г. – 39%.  

Праздничные траты

С 2010 г. число держателей карт, чьи расходы в праздники возрастают, увеличилось на 10% и составило 68%. Респонденты выбрали несколько категорий покупок, на которые приходится основная доля их трат в период праздников [1]. Для 89% участников это расходы на еду и напитки. Каждый третий участник опроса выбрал парфюмерию и косметику (36%), развлечения (35%) и одежду (31%). Без малого половина респондентов (46%) в праздники расходует значительные средства на сувениры и аксессуары.

Из перечисленных выше вариантов некоторые различия в ответах мужчин и женщин обнаружились только  в  отношении двух категорий покупок: 48% россиянок и 38% мужчин указали в качестве основных категорий праздничных трат сувениры; 41% женщин и 27% мужчин − парфюмерию и средства для ухода за собой.

Участники опроса рассказали о том, где именно [2] они расходуют средства в праздники. Начиная с 2010 г. лидерами списка таких мест по результатам исследований MasterIndex становились крупные магазины. В этом году опрос также показал, что в праздничные дни 68% опрошенных больше тратят в супер- и гипермаркетах. Значительные траты, как и в предыдущие годы, осуществляются в магазинах парфюмерии и косметики – отметили 49% участников. За три года заметно выросло число респондентов, которые тратят больше в магазинах шаговой доступности (с 27% до 48%), ресторанах и кафе (с 25% до 36%), магазинах одежды (с 19% до 30%), предприятиях быстрого обслуживания (с 11% до 21%), а также туристических агентствах (с 7% до 13%). См. ниже на Графике 1.

Почти две трети (62%) держателей карт собираются оплатить дополнительные покупки, используя заработную плату за текущий месяц; в последние три года этот показатель практически не изменялся. В сравнении с результатами предыдущих исследований значительно сократилась доля респондентов, которые планируют расходовать сбережения, накопленные в течение года. В ходе опроса 2010 года такой ответ дали 57% участников, а в этом году – всего 39%. С 2010 года  выросло  количество держателей банковских карт, которые планируют использовать для покрытия дополнительных расходов возможности кредиток. Три года назад этот способ оплаты выбрали только 6% респондентов, а в 2013-м – уже 19%.

График 1. Предприятия, в которых за последние три года отмечен рост трат держателей карт в праздничные дни

Самые желанные подарки [3]

Самым желанным подарком для держателей карт в России впервые за годы исследования MasterIndex была признана поездка за границу (31%). Этот ответ обошел по популярности бытовую технику и электронику (25%), лидеров рейтинга в предыдущие годы. Кроме того, каждый четвертый житель России мечтает получить в качестве подарка ювелирные украшения или машину.

Самыми желанными подарками среди жителей Москвы и Северо-Западного округа были признаны электроника и бытовые приборы (35% и 40% соответственно). Жители Южного федерального округа нередко указывали в качестве желанного подарка поездку по России (16%). В целом по стране такой ответ выбрали 7% участников опроса.

Рейтинг самых желанных новогодних подарков для жителей России:

  1. Путешествие за границу (31%)
  2. Бытовая техника/электроника/компьютеры/сотовые телефоны (25%)
  3. Ювелирные украшения (22%)
  4. Автомобиль (21%)
  5. Парфюмерия и косметика (13%)
  6. Одежда и обувь (8%)

Развлечения, билеты на концерты, в кино и т.п. (8%)

  1. Мебель и аксессуары для интерьера (7%)

Средства по уходу за собой/парфюмерия (7%)

Путешествие по России (7%)

Различия в объеме и структуре праздничных трат по федеральным округам России

Жители Уральского и Северо-Западного федеральных округов чаще остальных отмечали, что они тратят больше денег в праздничные дни (свои расходы в праздники планируют увеличить 92% и 88% респондентов соответственно). Более половины жителей Дальневосточного округа (52%) заявляют, что во время праздников тратят не больше обычного. Увеличить свои расходы в праздничный период планируют 44% респондентов из этого региона, что является самым низким показателем по сравнению с другими регионами России.

Информация представлена на Диаграмме 1.


Диаграмма 1. Изменение объема трат держателей карт в праздничные дни – в целом по России, в федеральных округах и в Москве

Можно выделить несколько категорий праздничных расходов, характерных для держателей карт в разных федеральных округах России:

  • 59% респондентов в Северо-Западном округе и 46% опрошенных в Уральском округе выделили расходы на развлечения и досуг как одну из основных категорий праздничных трат (в среднем по России – 32%).
  • 58% участников опроса в Москве и 50% в Южном округе отметили, что планируют увеличить траты на парфюмерию и средства для ухода за собой (в среднем по России – 34%).
  • Бытовая техника и электроника – одна из основных категорий праздничных трат для 26% респондентов в Южном округе и 22% опрошенных москвичей-держателей карт (в среднем по России – 15%).
  • Владельцы карт в Сибирском округе [4] и Москве чаще, чем жители других округов, называли одежду и обувь одной из основных категорий покупок – здесь так ответили по 36% респондентов.
  • Москвичи чаще других респондентов указывали в качестве основных категорий трат путешествия (18%; в среднем по России – 11%), а также небольшие сувениры и аксессуары (63%; в среднем по России – 43%).
Топ-5 желанных новогодних подарков по федеральным округам России и в Москве:

Топ-5 подарков: Центральный округ

  1. Путешествие за границу (23%)
  2. Бытовая техника и электроника (17%)

Ювелирные украшения (17%)

Автомобиль (17%)

  1. Парфюмерия и косметика (13%)

Топ-5 подарков: Москва

  1. Бытовая техника и электроника (35%)
  2. Путешествие за границу (34%)
  3. Ювелирные украшения (33%)
  4. Автомобиль (25%)
  5. Парфюмерия и косметика (18%)

Топ-5 подарков: Северо-Западный округ

  1. Бытовая техника и электроника (40%)
  2. Путешествие за границу (37%)
  3. Автомобиль (25%)
  4. Ювелирные украшения (21%)
  5. Парфюмерия и косметика (19%)

Топ-5 подарков: Южный округ

  1. Автомобиль (34%)
  2. Путешествие за границу (32%)
  3. Бытовая техника и электроника (22%)
  4. Ювелирные украшения (20%)
  5. Путешествие по России(16%)

Топ-5 подарков: Приволжский округ

  1. Путешествие за границу (38%)
  2. Бытовая техника и электроника (27%)

Ювелирные украшения (27%)

  1. Автомобиль (26%)
  2. Парфюмерия и косметика (16%)

Топ-5 подарков: Уральский округ

  1. Путешествие за границу (31%)
  2. Ювелирные украшения (29%)
  3. Автомобиль (13%)
  4. Бытовая техника и электроника (12%)
  5. Парфюмерия и косметика (8%)

Топ-5 подарков: Сибирский округ

  1. Путешествие за границу (29%)
  2. Бытовая техника и электроника (20%)
  3. Ювелирные украшения (17%)
  4. Автомобиль (16%)
  5. Одежда и обувь (14%)

Топ-5 подарков: Дальневосточный округ

  1. Путешествие за границу (18%)

Бытовая техника и электроника (18%)

  1. Автомобиль (15%)
  2. Ювелирные украшения (10%)
  3. Парфюмерия и косметика (4%)

Информация об исследовании:

**Исследование MasterIndex проведено в России компанией МАСМИ по заказу ООО «МастерКард» в октябре 2013 года. Исследуемой совокупностью являются держатели пластиковых карт в возрасте от 25 до 45 лет, проживающие в городах с численностью населения от 250 тыс. человек и использующие пластиковую карту для оплаты товаров и услуг. На вопросы ответили 935 респондентов. Москва рассматривалась как отдельная страта наряду с федеральными округами.



[1] Участникам опроса было предложено указать одну или несколько категорий покупок, на которые приходится основная доля их расходов в период праздников.

[2] Респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.

[3] Участникам опроса было предложено указать одну или несколько категорий подарков.

[4] В опросе участвовали жители следующих городов: Новосибирск, Омск, Красноярск, Иркутск, Томск, Барнаул, Чита, Кемерово, Новокузнецк.

Источник: ООО «МастерКард»