4 декабря 2013 года в конференц-центре «Swissotel Красные Холмы» прошла XII ежегодная конференция «Лизинг в России – 2013», организованная рейтинговым агентством «Эксперт РА». На мероприятии были представлены результаты аналитического исследования «Эксперт РА» российской лизинговой отрасли по итогам 9 месяцев 2013 года. Согласно полученным данным, в третьем квартале российскому лизингу удалось немного отыграть зафиксированное в первом полугодии 17%-е падение: за 9 месяцев 2013 года рынок упал всего на 3%. Доля государственных компаний в 2013 году снизилась и составила 44% в результате размывания крупных сделок. Ранее, в том числе в 2012 и 2011 годах, этот показатель был выше и составлял 53% и 59% соответственно.

В последнее время наблюдается развитие ряда лизинговых продуктов, которые пока еще не стали привычными и распространенными на российском рынке, например, оперативного лизинга. Также определенный рост спроса в 2013 году наблюдался в части возвратного лизинга: его доля выросла с 1% по итогам января-сентября 2012 года до 5% по итогам аналогичного периода 2013 года. Интерес к этому продукту возрос в результате отмены налога на имущество, в результате чего ряду компаний, недавно закупивших новое оборудование, было выгодно продать оборудование и приобрести его вновь, но уже в лизинг.

Главным препятствием, которое в настоящий момент сдерживает развитие рынка лизинга, является дефицит надежных клиентов. Что касается фондирования, то лизингодатели по-прежнему больше всего интересуются объемами доступных ресурсов, и лишь потом – их срочностью. Структура фондирования лизинговых компаний в 2013 году почти не изменилась: две трети ресурсов лизинговых компаний составляют банковские кредиты, как и раньше. Средняя ставка по кредитам лизинговым компаниям составляет 12,6%, хотя большинство лизингодателей предпочитают скрывать эту информацию.

Фото: Альберт Тахавиев, Bankir.Ru

Дмитрий Гришанков, генеральный директор рейтингового агентства «Эксперт РА», констатировал, что для рынка наступили не самые легкие времена. При этом спад в лизинге начался на год раньше, чем в экономике. Удастся ли рынку отыграть падение в четвертом квартале, пока остается под вопросом.

Павел Самиев, заместитель генерального директора рейтингового агентства «Эксперт РА», рассказал о наиболее актуальных тенденциях в отрасли.

В 2013 году рынок лизинга получил сильную поддержку от авиализинга: объем новых сделок с самолетами стал рекордным за последние 7 лет, а их доля в общем объеме лизинговых сделок увеличилась с 3% до 16%. Без авиализинга весь рынок упал бы на 15,5%. Однако если не учитывать не только авиализинг, но и лизинг железнодорожной техники, то темп прироста новых сделок был бы равен 6,5%.

Быстро растет и операционный лизинг: его доля увеличилась уже до 8%. Однако влияние этого сегмента остается относительно небольшим. Кроме того, 98% сделок сосредоточено в железнодорожном, авиационном, а также транспортном сегментах. Максим Калинкин, заместитель генерального директора «Газпромбанк Лизинг», отметил, что российский клиент пока еще не всегда готов к операционной аренде, так как для российского менталитета предпочтительно владение собственностью, даже если это вызывает массу расходов и неудобств.

Увеличивается влияние розничных фабрик, но пока они не способны компенсировать снижение в сфере крупных сделок: объем всего рынка лизинга в последнее время остается примерно на одном уровне. Хотя ряд игроков стали активно развивать работу с малым и средним бизнесом (МСБ), в том числе такие крупные государственные компании, как «ВЭБ-Лизинг», «Сбербанк Лизинг» и «ВТБ Лизинг». Общее число лизингополучателей в 2013 году возросло с 50 до 100 тыс.; самый большой вклад в этот прирост показала компания «ВЭБ-Лизинг».

Михаил Афанасьев, директор департамента финансирования малого и среднего предпринимательства МСП Банка, рассказал о программах лизинговой поддержки МСБ в своей компании. Так, МСП-Банк предлагает программы для инновационных компаний, начинающих предпринимателей, компаний в «сложных» регионах и т.д. Срок лизинга при этом, как правило, составляет до 5–7 лет, а ставка – 8–9,5%.

«Эксперт РА» подготовил два прогноза: пессимистичный и оптимистичный. Согласно пессимистичному прогнозу, рынок лизинга по итогам 2013 года сократится на 8%; согласно оптимистичному – вырастет на 5%. Объем железнодорожного сегмента, вероятнее всего, продолжит сокращаться. Лизинг легковых и грузовых автомобилей ожидает небольшой рост. Объем лизинга строительной техники вряд ли изменится.

По словам Кирилла Царева, президента Объединенной лизинговой ассоциации, рынок лизинга больше не сможет развиваться простейшим способом. Кроме того, возможны новые потери налоговых преимуществ. В прошлом году был отменен налог на имущество. Сейчас возможна ревизия налоговой политики в связи со спадом в экономике страны и необходимостью наполнять бюджет. Также эксперт отметил, что если говорить простым языком о росте влияния авиализинга, то речь идет об импортозамещении, так как в основном приобретаются самолеты импортного производства.

Согласно результатам исследования «Эксперт РА», в сфере авиализинга рывок уже прошел, и в 2014 году возможно сокращение. Владимир Добровольский, заместитель генерального директора ГТЛК, не согласился с такими прогнозами. По его мнению, сегмент авиализинга будет быстро расти еще в течение ближайших 2–4 лет, так как сейчас в России стоит задача по обновлению парка самолетов, который в значительной степени остается устаревшим. ГТЛК в 2013 году продала в лизинг около 40 самолетов. Весь самолетный рынок четко делится на 2 сегмента: региональные самолеты (до 50 кресел) и большая авиация, в которой возможен, в том числе, операционный лизинг. Оба сегмента имеют хорошие перспективы.

Москва.