Действующая редакция закона обязывает банки возвращать средства после того, как клиент сообщил о незаконной операции, а уже потом разбираться в ситуации. В документе, который разработчики направили в минфин, минэкономразвития, Госдуму и Центробанк, возмещать деньги предлагается после рассмотрения заявления. Оно, напомним, может занимать до 30 дней.

Поправки избавляют банки от необходимости рассылать клиентам уведомления о совершаемых по картам операциях. Прямое требование, которое сейчас есть в законе, авторы поправок заменили обтекаемой фразой об информировании "в порядке, установленном договором". В пояснительной записке подчеркивается, что ни один из способов доставки сообщений - почтовое отправление, SMS-рассылка, электронная почта - не дает возможности "достоверно доказать ни содержание уведомления, ни даже сам факт его направления". Авторы документа также обращают внимание, что действующая редакция закона вообще не регулирует широко используемый банками способ информирования клиентов с помощью размещения информации в "личном кабинете" на сайте в Интернете. Поэтому ее надо менять.

Девятая статья закона об НПС должна была заработать в 2013 году. Но банкирам удалось пролоббировать отсрочку до 1 января 2014 года. "Переносить сроки вступления в силу этих норм было неправильно. Если теперь их еще и откорректируют так, как предлагает банковское сообщество, это полностью дискредитирует идею защиты прав клиентов банков", - полагает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. По его мнению, возврат денег до рассмотрения заявления вместе с информированием о совершаемых операциях должны остаться в законе как обязательные требования. "Практически у всех клиентов банков есть мобильные телефоны, куда можно направлять бесплатные SMS-сообщения. Это не будет стоить банкам больших денег, - уверен собеседник "РГ". - Что касается возможного роста числа мошенничеств, то, на мой взгляд, наказание в шесть лет лишения свободы - достаточно серьезная преграда для этого. И если банки станут более осмотрительно подходить к отбору своих клиентов, ситуацию можно будет держать под контролем".

Источник: Российская газета