11 июля 2013 года Сбербанк открыл флагманский Центр развития бизнеса Сбербанка в Москве. Центр открыт по адресу улица 2-я Брестская, дом 37, строение 1. «Сегодня Сбербанк создает инфраструктуру и специализированные сервисы для развития малого предпринимательства на всей территории страны», – заявил на церемонии открытия вице-президент Сбербанка по развитию малого бизнеса Сергей Борисов. По его словам, сейчас сеть подобных отделений насчитывает 142 центра развития бизнеса (ЦРБ), которые не только предлагают предпринимателям специализированные банковские продукты, которых нет в обычных отделениях, но и предоставляет образовательные программы для повышения личной эффективности предпринимателей.

В мероприятии приняли участие исполняющий обязанности заместителя мэра Москвы по вопросам экономической политики Андрей Шаронов и председатель Московского банка Сбербанка Олег Смирнов.

«Малые и средние предприятия играют важную роль в экономике Москвы: их количество в столице составляет более 300 тыс., а суммарный оборот превышает 6,4 трлн. рублей», – сообщил Андрей Шаронов. Для обеспечения потребности предпринимателей в финансовой поддержке город реализует проекты, направленные на расширение возможностей доступа к финансовым ресурсам: предоставление субсидий, поручительств Фондом содействия кредитованию малого бизнеса Москвы, развитие института микрофинансирования в рамках созданного Фонда содействия развитию микрофинансовой деятельности, отметил он.

Центр развития бизнеса – это новый формат инфраструктуры для микро- и малого бизнеса, внедряемый Сбербанком по всей России. Помимо финансовых услуг Сбербанка, Центры предоставляют предпринимателям дополнительные сервисы, направленные на развитие и повышение эффективности их бизнеса: в частности, консалтинговые услуги, семинары, тренинги. Сервисы Центров доступны любому предпринимателю вне зависимости от того, является ли он клиентом Сбербанка или нет.

Начальник отдела управления малого бизнеса Сбербанка Михаил Качалкин презентовал на открытии ЦРБ проект Сбербанка «Деловая среда». Он сообщил, что миссия данного проекта заключается в том, чтобы создать своего рода социальную сеть для общения предпринимателей. Сбербанк создает такой сайт, на котором представители малого бизнеса смогут как общаться, так и эффективно и безопасно вести свой бизнес в Интернете. Это означает, что предприниматели на сайте компании могут использовать те инструменты, которые раньше были им недоступны. Сейчас на сайте «Деловой среды» зарегистрированы почти 123 тыс. пользователей, и в базе данных содержатся почти 88 тыс. компаний малого и среднего бизнеса. К концу года сайт «Деловой среды» намерен набрать больше 1 млн. пользователей.

Если у предпринимателя нет сил или времени создавать свой магазин, то он может пользоваться торговой площадкой «Деловой среды». «Для того, чтобы начать торговать на сайте, достаточно лишь зарегистрироваться на сайте, это единственная площадка, которая не берет вообще никаких комиссионных за торговлю, так как сайт намерен зарабатывать на продаже сопутствующих услуг», – отметил Качалкин.

Доступен на сайте и раздел «Школа» – в нем хранятся готовые документы для открытия малого бизнеса, для получения франшизы и другие документы. В этом разделе можно пройти тест на тему «Выйдет ли из тебя бизнесмен?», при этом тест не дает категорического ответа типа «лучше бы Вам и дальше заниматься работой на хозяина», а дает советы, в какой области предпринимательской деятельности с данными наклонностями лучше всего попытаться себя реализовать.

Есть на сайте и раздел «Магазин», в котором можно купить программы для ведения бизнеса в Интернете, при этом эти приложения сертифицированы Сбербанком.

Раздел сайта «Клуб» предназначен для общения и для поиска деловых партнеров. Михаил Качалкин отметил, что есть, например, на сайте девушка, которая живет в Перми и занимается вязанием одежды. Она через сайт нашла партнеров и поставляет свою продукцию для магазинов в других городах. Пока что товары на сайте могут купить только юридические лица, но разработчики проекта работают над тем, чтобы эти товары можно было купить и физическим лицам.

Поскольку «Деловая среда» – это проект Сбербанка, то на его сайте есть и раздел услуг Сбербанка – кредиты, депозиты, и при этом эти услуги банк стремится предоставить так, чтобы бизнесменам надо было как можно реже ездить в офис банка, так как в больших городах, особенно в Москве, люди стремятся большинство услуг получать с помощью дистанционного обслуживания. Сейчас через сайт можно получать уже 25 кредитных продуктов.

Присутствующие на открытии предприниматели критиковали Сбербанк за высокую ставку по кредитам. Так, один из приглашенных сказал, что МДМ-банк кредитует строительство завода под 7–9%, а у Сбербанка подобный залоговый кредит можно взять лишь под 15–16%. На эту критику Сергей Борисов заявил, что Сбербанк думает о снижении процентной ставки. Но ключевое слово в решении этого вопроса должен сказать ЦБ – снижением ставки рефинансирования. Кроме того, Банк России должен решить вопрос о снижении на 10% нормы резервирования под кредиты, выданные сектору малого бизнеса. Возможно, также ЦБ разрешит считать гарантии Сбербанка по таким кредитам гарантиями первой категории, сейчас они относятся ко второй, отметил Борисов. Андрей Шаронов, в свою очередь, отметил, что город также помогает предпринимателям – в Москве хорошо работает программа субсидирования лизинговых платежей.

На сайте есть и свой журнал – в нем пишутся кейсы о предпринимателях.

В услугах «Деловой среды» есть возможность нанять бухгалтера за двести рублей в месяц, юриста, консалтера, специалиста по IT для решения какой-то локальной проблемы, то есть получить профессиональные услуги, если своего такого специалиста предпринимателю держать в штате дорого.

Пользователи портала живут на сайте под своими реальными именами и готовы делиться  с коллегами опытом. То есть, если человек зарегистрирован на сайте как владелец ООО «Ромашка», торгующее пирожками, можно быть уверенным, что Сбербанк проверил, что ООО «Ромашка» существует, на самом деле печет пирожки, а не строгает скамейки, и что от лица его владельца на сайте пишет реальный человек, отметил Михаил Качалкин. При этом общение на сайте дает предпринимателям свои преимущества – систему рейтингов. Например, если у предпринимателя есть кредит в Сбербанке, то компании уже выставлен какой-то рейтинг, так как ее кто-то сторонний, в этом случае специалист Сбербанка, уже перед выдачей кредита оценивал, и предприниматель может этот рейтинг показывать. «И также вас могут рейтинговать ваши поставщики, клиенты и контрагенты, и вы вправе их рейтинги тоже раскрывать на сайте, если хотите», – отметил Качалкин.

В ответ на эти слова из числа присутствующих на открытии центра предпринимателей прозвучало мнение о том, что система андеррайтинговых оценок в Сбербанке не совсем ясна для бизнесменов – они не понимают, кто их оценивает и по каким параметрам. На это Сергей Борисов сообщил, что Сбербанк не намерен упрощать свою систему андеррайтинга и раскрывать тех лиц, которые оценивают надежность заемщиков. «Эти люди – аналог тайного покупателя в магазинах, мы не хотим раскрывать их имена с целью того, чтобы на них при выставлении оценок никто не давил», – заявил Борисов.

Москва.