По его словам, в период налоговых платежей объем ликвидности резко сокращается, а в период массированных бюджетных платежей, обычно в конце года, наоборот, возникает ее переизбыток. При этом Аксаков обратил внимание на то, что Центробанк должен, с одной стороны, сдерживать рост инфляции, с другой стороны - насыщать рынок ликвидностью, чтобы банки могли кредитовать экономику.

"Один из вариантов решения проблемы - по аналогии с практикой, принятой в США, размещать бюджетные средства на счетах в коммерческих банках. Можно было бы поэтапно перейти к этой системе, отбирая банки по конкурсу. Это позволило бы решить проблему неравномерности распределения ликвидности", - сказал Аксаков. Он добавил, что ставка рефинансирования является индикативным показателем, и в то же время к ней привязаны определенные налоговые отчисления. По мнению депутата, нужно отвязать такие налоговые платежи и иные решения от ставки рефинансирования.

Участники рынка считают, что идея размещения бюджетных денег в коммерческих банках выглядит логично. Однако опыт того, как она уже несколько раз возникала в новейшей российской истории, говорит о том, что механизм ее реализации не менее важен, чем сам факт. Последний раз подобная мера была реализована в марте 2008 года. "Тогда бюджет мог себе позволить такую программу, в рамках которой размещались средства госкорпораций. Сейчас же дефицит бюджета растет и избытка денег нет. Соответственно пока неясно, какие конкретно бюджетные средства целесообразно размещать", - отметил генеральный директор ВТБ Регистратор Константин Петров.

Обычно подобная мера реализуется, когда налицо жесткий дефицит ликвидности у коммерческих банков одновременно с высокой потребностью в кредитных средствах. Если в отношении первого вопроса сомнений нет, то по второму ситуация не так однозначна, считают эксперты. Статистика притока банковских вкладов за январь - апрель 2013 года показывает, что объем средств, размещенных предприятиями в банках, вырос за этот период до 16,1 трлн руб. (на 3,4%). Темп прироста только за апрель составляет 6,7% по сравнению с мартом. По словам Петрова, если "очистить" апрельскую статистику от депозитов крупных бюджетополучателей и госкорпораций, то все равно видно, что депозиты компаний выросли на 4,3%. Таким образом, объем невостребованных средств некоторых предприятий реального сектора составляет порядка 1,4 трлн руб.

С одной стороны, часть российских компаний, имея бюджетные средства, не спешит их инвестировать в свой основной бизнес, не имея спроса на продукцию, а другая часть компаний не может взять кредит из-за высокой ставки у коммерческих банков, вынужденных привлекать средства на депозиты под высокие проценты для поддержания текущей ликвидности. "Все встает на свои места, если вспомнить, что около 56% капитала российских банков сосредоточено в госбанках. Вполне логично, что на этапе финкризиса большая часть денежных средств находится в наиболее крупных государственных банках. Нельзя не признать, что такое положение вещей дает определенное преимущество госбанкам. Но зато это снижает риски ускорения инфляции и повышения коррупционной составляющей при распределении бюджетных денег", - отметил Петров.

По его мнению, размещение бюджетных средств в коммерческих банках оправдано при появлении на рынке эффективно работающих заемщиков, готовых брать кредит по пониженной ставке на производственные цели и своевременно по нему рассчитываться. Чтобы реализовать эти меры, помимо размещения бюджетных денежных средств в коммерческих банках, к примеру, можно было бы одновременно запустить госпрограмму кредитования МСП производственной направленности, ограничив при этом максимальную кредитную ставку, а бюджетные средства размещать именно в тех банках, которые выиграют тендер на участие в этой программе.

Аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай добавил, что размещение бюджетных средств на счетах в коммерческих банках уже проходит - в частности, через операции казначейства. Принципиального влияния этой инициативы в случае ее принятия на банковский сектор не будет, считает эксперт, однако при распределении ликвидности такая мера представляется целесообразной, если будет расширен перечень банков, которые могут получать бюджетные средства, а также снижена минимальная ставка. Член совета директоров банка "ТРАСТ" Григорий Варцибасов положительно оценил инициативу Аксакова, поскольку это поможет стимулировать здоровую конкуренцию в отечественном банковском секторе. "Коммерческие банки, на чьих счетах будут размещаться бюджетные средства, смогут получить доступ к относительно недорогим финансовым ресурсам. Соответственно, это позволит банкам выдавать клиентам более дешевые кредиты", - пояснил эксперт. При этом он добавил, что вероятность принятия подобного решения в среднесрочной перспективе не слишком высока. По его словам, в любом случае для введения в действие этого механизма одного принятого решения недостаточно. Необходимо продумать и прописать процедуру отбора банков, на чьих счетах смогут размещаться бюджетные средства, а также методики оценки банков-кандидатов. Кроме того, предстоит решить, в ведении какого регулятора будут находиться эти вопросы.

Источник: Российская газета