Рынок банковских карт быстро растет, информационные технологии в банковской сфере не стоят на месте, однако вместе с этим растет мошенничество в данной сфере. Какие бывают преступления, связанные с мошенничеством в сфере банковских карт? Как не стать жертвой злоумышленников? Что делают банки, чтобы защитить вкладчиков от виртуального мошенничества?

Эти вопросы обсудили на «круглом столе» представители банков и правоохранительных органов Нижегородской области.

Нижегородская область среди субъектов Приволжского Федерального округа занимает третье место по раскрываемости такого вида преступлений. В регионе, по статистике, идет сокращение числа зарегистрированных мошенничеств с уголовной направленностью. За 2012 год было зарегистрировано 4408 преступлений, связанных с мошенничеством, возбужденных по ст. 159 УК РФ. Раскрытыми оказались 2540 преступлений.

Существует два вида краж денежных средств: непосредственно с банковской карты, и кража данных, которые впоследствии будут использованы для создания новой карты для совершения мошеннических действий.

Как можно украсть секретные данные о карте: пароли, коды и прочее? Просто – многие из нас сами, добровольно раскрывают их злоумышленникам. Перечислим самые популярные способы.

SMS-сообщения о том, что банковская карта заблокирована.

Человек, не разобравшись и не владея ситуацией полностью, послушно выполняет действия злоумышленника, посылает в ответном SMS-сообщении свои данные. В результате с пластиковой карты похищаются денежные средства.

 «Однажды всей организации разослали SMS о том, что их карты заблокированы, а для разблокировки нужно прислать информацию на определенный номер, – рассказывает заместитель управляющего филиалом «Нижегородский» банка «Глобэкс» Елена Касаткина. – Естественно, наш банк ничего никому не отправлял. Это было чистой воды мошенничество. Банк никогда не будет вам звонить и просить пин-коды, есть правила, по которым это невозможно».

Оплата пластиковой картой на непроверенных сайтах в Интернете. Человек расплачивается пластиковой карточкой через сеть Интернет. Он выбирает товар, вводит свои данные по карточке и зачастую не обращает внимания на сайт, с которого совершается оплата. Личные данные с его карточки уходят злоумышленнику, которые тот незамедлительно использует, снимая все денежные средства. Часто такой вид мошенничества применяется на сайтах, где товары продаются по слишком низким ценам или по слишком большим скидкам. Эти уловки, как отмечено, действуют безотказно. Помните, что ответственность клиента за несанкционированное использование карты в Интернете возложена на самого клиента.

Кража данных для создания новой карты мошенниками происходит следующим образом. В реальной, не виртуальной, жизни есть способы незаконного хищения данных. Например, существуют случаи, когда недобросовестные продавцы, официанты, получая вашу карту, считывают с нее информацию и передают данные злоумышленникам. Далее злоумышленники изготавливают поддельную карточку и снимают все денежные средства с вашей карты.

Данные могут украсть, когда человек проявляет невнимательность при заполнении договора для оформления пластиковой карты, например, карты банка «Связной», отметили на «круглом столе». Подобные карты можно получить в течение 5–10 минут после заполнения договора, на карте будут находиться ваши кредитно-денежные средства. Нередки случаи, когда при заполнении договора к вам может подойти человек с предложением помочь оформить бланк заявления. Он укажет все ваши данные, однако в графе контактного телефона укажет свой, под любым предлогом, так, что вы даже не поймете, в чем дело. Таким образом, SMS-уведомления будут приходить на его телефон, а дальше – дело техники. Он легко сможет снять средства с вашей карты, воспользовавшись мобильным банком.

Многим мошенникам достаточно один раз подержать вашу карту в руках и услышать пин-код, чтобы впоследствии изготовить поддельную карту.

«Любые действия, которые вы совершаете с использованием пластиковой карточки, необходимо строго контролировать», – делится опытом начальник 5-го отдела Управления уголовного розыска по имущественным преступлениям (УУР) ГУ МВД России по Нижегородской области, подполковник полиции Михаил Абрамов.

Эксперт советует следующее. Пластиковую карту нельзя никому передавать в пользование. Все виды оплаты и операций с карточкой должны производиться непосредственно при вашем присутствии. Нельзя никому показывать или сообщать ваш пин-код, при его вводе следует закрывать его от посторонних лиц. Никогда не оформляйте пластиковые карточки по чьей-либо просьбе и не передавайте их впоследствии другим лицам. При заполнении любых договоров и бланков вписывайте только свои личные данные. Подключите SMS-уведомление.

Иногда клиентам банков приходят SMS-сообщения о блокировке карты. Если не лениться, то можно поискать номер телефона, с которого было отправлено сообщение, в Интернете. Некоторые номера мошенников известны достаточно длительное время, и кажется, будто полиция бездействует. Однако все не так просто, как кажется. В основном причиной таких случаев является бездействие граждан.

«Мы не сможем узнать номер телефона, если нас не информируют граждане и потерпевшие, – объясняет Михаил Абрамов. – Люди получают SMS, читают и кладут телефон обратно в карман. Необходимо информировать нас о подобных SMS. Можно позвонить по телефону доверия (8 (831) 268-68-68) и сообщить об этом, можно оставить информацию на интернет-портале, можно отправить электронное сообщение на основном сайте ГУ МВД, либо можно подойти в любой территориальный отдел полиции. В нашей деятельности мы руководствуемся Конституцией Российской Федерации, по которой мы не можем ограничивать людей в их правах».

Большое количество нижегородцев пользуются банковскими картами. Нижегородская область стоит на 14-м месте в России по объему выданных на руки пластиковых карт, большой объем безналичных платежей проходит именно через них. «Всего 5–7 лет назад эта банковская услуга была в новинку, сейчас времена изменились, – говорит директор нижегородского филиала ОАО «ПРБ» Галина Якимова. – Однако в сознании людей остается стереотип, что банковская карта – это просто кусок пластика».

Банковская карта, в первую очередь, – это доступ к средствам гражданина, это информация о нем, поэтому к карте относиться стоит очень бережно, даже если на ней в данный момент нет денежных средств.

«Самый быстрый способ узнать о том, что с вашей картой что-то случилось, – это SMS-уведомление, – напоминает Якимова. – Подключить эту услугу недорого, зато вы получите сигнал, что кто-то использует вашу карту. Мошенник обычно снимает сначала небольшую сумму, для того, чтобы проверить остаток на счете. Этот сигнал вы легко зафиксируете и успеете принять меры – позвонить в банк и заблокировать карту».

Статистика говорит о том, что преступления с банковскими картами чаще всего происходят через Интернет, а не через банкоматы, поскольку банкоматы стали более совершенными и защищенными, на них есть камеры. Мошенники об этом знают и стараются уменьшить риски, переходя в интернет-пространство. Однако и потребители стали все чаще пользоваться услугами онлайн-платежей. Для того, чтобы минимизировать риски, связанные с покупками в Интернете, эксперты советуют завести отдельную пластиковую карту, которая не будет связана с основным счетом или с зарплатной картой.

«Отдельная карта, специально для интернет-покупок, на которую вы будете переводить необходимую для покупки сумму, в значительной степени обезопасит вас от мошенничества», – советует Галина Якимова. Можно обезопасить себя, установив лимиты на снятие денежных средств в банкомате. Для безопасности также можно выпустить не одну карту, а несколько и хранить их в разных местах.

Избежать кражи виртуальных средств помогают банки, которые ведут большую работу в данном направлении, отметили участники «круглого стола». Банки постоянно повышают качество защиты, готовят специалистов, информируют клиентов о всех возможных случаях мошенничества. «Сама идея существования банков основана на защите гарантированных вкладов. Есть определенные банковские технологии, которые обеспечивают сохранность этих вкладов, – говорит начальник ОЭБ УБ Волго-Вятского банка Сбербанка России Сергей Мольков. – Существуют определенные барьеры, которые препятствуют проникновению мошенников в эти вклады. Банк постоянно мониторит возникающие риски, совершенствует систему противодействия». Во всех банках работает сall-центр, который 24 часа в сутки готов реагировать на заявления о происшествиях с картами».

В случае мошенничества банки обязаны провести расследование. По требованию Центрального Банка срок проведения расследования составляет полтора месяца по любому заявлению клиента. Если выявится, что виноват банк – он сам будет возмещать потери. Однако, если в ходе расследования будут задействованы зарубежные банки и будет доказано, что вина ваша, то имейте в виду, что банк может с вас взять комиссию за это расследование, напомнили участники «круглого стола».

Большинство бед, по мнению заместителя управляющего филиалом «Нижегородский» банка «Глобэкс» Елены Касаткиной, происходят от неинформированности населения о том, как работать с пластиковыми картами. «В нашем банке мы проводим беседы с сотрудниками предприятий, особенно часто касаясь зарплатных проектов. Объясняем, как себя вести и что нужно сделать, – комментирует она. – Мы издали брошюру о видах мошенничества, о поведении пострадавших в подобных случаях. Также большое внимание уделяется пенсионерам, которые получают пенсию на пластиковые карты».

По мнению участников встречи, многие махинации, даже в случаях с юридическими лицами, происходят из-за невнимательности клиентов. «Бывают случаи, когда к нам обращаются юридические лица, сообщают о том, что произошел перевод денежных средств без их ведома, – рассказывает управляющий нижегородским филиалом банка «Возрождение» Наталья Морозова. – Причем деньги уходят нормально, со всеми проводками, операционист их одобряет и проводит. Мы немедленно связываемся с банком, в который ушли деньги. Хорошо, что банки, куда уходят средства (в последний раз это был Сбербанк), очень быстро откликаются. Последний случай с таким переводом средств произошел недавно – деньги были переведены в другой банк в Москву и тут же были обналичены физическим лицом по банковской карте, оформленной на поддельный паспорт. Как выяснило расследование, такую махинацию удалось произвести в результате отключения света в офисе. Пригласили компанию восстановить электричество, а сами покидали помещение с компьютерами. В результате у мошенников было достаточно времени, чтобы воспользоваться электронной подписью и отправить платеж».

Но есть и свет в конце тоннеля – федеральный закон от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», который вступает в полную силу с 1 января 2014 года. Согласно этому закону, все банки будут обязаны сообщать в SMS-уведомлении об осуществлении операции. Клиент должен будет подтвердить операцию в ответном сообщении. Если подтверждения со стороны клиента не поступит в течение текущего дня, то банк будет обязан сначала вернуть деньги на карточку, а затем уже разбираться в произошедшем.

Одновременно идет развитие страхования от «карточного» форс-мажора. «Многие страховые компании сотрудничают с банками, предлагают услуги по защите средств клиента от различных мошеннических действий, – рассказывает руководитель по развитию розничного бизнеса филиала «Нижегородский» Альфа-банка Антон Гринин. – Вас могут застраховать, начиная от ограбления, которое может произойти рядом с банкоматом, и заканчивая скрининговыми или фишинговыми операциями с банковской картой. Лимиты на страховые выплаты колеблются от 100 до 300 тыс. рублей, что может полностью покрыть счет клиента».

Нижний Новгород.