Вложение всех накопленных сбережений, деньги, взятые в долг у друзей и родственников или вырученные от продажи автомобиля, дачи – все эти способы поиска стартового капитала для открытия малого и среднего бизнеса знакомы большинству предпринимателей. Однако просто основать свое дело недостаточно, через некоторое время потребуются дополнительные вливания на поддержание неокрепшего бизнеса, не говоря уже о его развитии. Как работают сегодня программы кредитования малого и среднего бизнеса, которые созданы большинством банков по отношению к молодым компаниям. Где взять деньги подешевле и как меньше заплатить налогов, ведь не секрет, что сегодня по примеру Депардье малый бизнес уходит в тень.

На эти и многие другие вопросы попытались ответить участники круглого стола, который прошел 5 марта 2013 года в Москве. В дискуссии приняли участие представители ассоциаций, государственных структур, министерства экономического развития, а также ведущих банков страны.

Фото: Альберт Тахавиев, Bankir.Ru

Открыла заседание Наталья Ларионова, директор департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Министерства экономического развития России. По ее словам, государственные органы должны действовать с «открытым забралом». До 1 апреля Министерство труда, Министерство образования и Минэкономразвития должны предоставить в Правительство свои предложения дальнейшего развития. Нужно внимательно рассмотреть все данные и сделать необходимые расчеты, но статистика говорит о резком снижении предпринимательской активности. Судить о достоверности поданной отчетности от предприятий сложно, но, к сожалению, динамика роста отрицательная. Сектор малого и среднего бизнеса начал восстанавливаться относительно кризисного периода, количество и суммы выданных кредитов растут, но печально видеть, что объем инвестиций сильно упал особенно у предприятий среднего бизнеса. Это один из тревожных факторов.

На сегодняшний день близка к реализации идея федерального гарантийного фонда как инструмента поддержки предпринимательства в России. Этот проект направлен на поддержание и развитие компаний среднего бизнеса численностью более 50 человек. Отдушиной можно считать конкурс молодых предпринимателей, которые готовы и хотят создавать и развивать бизнес в России. От них исходит драйв, и именно в молодых будущее бизнеса и России в целом. Конечно, неизбежно и то, что многие компании уйдут с рынка, и в 2013 году не следует ждать волшебства, но есть надежда, что положительная тенденция наметится уже к 2014 году.

С отрицательной динамикой роста согласился Анатолий Аксаков, президент Ассоциации региональных банков России. Он добавил, что показатели кредитования нефинансового сектора упали в 2 раза. Средства стали дорогие, и поэтому ставки по кредитам даже «голубым фишкам» составляют около 12%. В банках недостаточно длинных ресурсов, и возникают высокие издержки за счет риска невозврата, а также использования недобросовестными заемщиками мошеннических схем. Поможет изменить ситуацию создание единого реестра заложенного имущества, а также страхование кредита, который многие считают как навязывание дополнительной услуги, но это необходимая мера. Сейчас банки приступили к внедрению Базеля 2 и Базеля 3. Одним из приоритетных направлений является капитализация МСП Банка, а также расширение круга его задач. Для нормального развития предприятий малого и среднего бизнеса надо создать все необходимые условия.

«Больше трети жалоб поступает именно от предприятий малого и среднего бизнеса», – оппонировал Виктор Ермаков, общественный омбудсмен по вопросам защиты малого и среднего предпринимательства Института уполномоченного по правам предпринимателей при Президенте РФ. На первом месте высокие страховые взносы и налоги, которые для многих компаний смертельны. Имея обратную связь, готовятся общие предложения и в отлаженном канале с Минфином решаются архиважные задачи. После вступления России в ВТО стоимость кредитных ресурсов вошла в стоимость товаров и услуг, и поэтому на мировом рынке конкурировать становится все сложнее. Больные вопросы – это кредиты и инвестиции. К сожалению, руководители малых предприятий и банки сейчас двигаются в разных направлениях. Хотелось бы выровнять вектор и предложить МСП Банку разработать продукт для экспортных предприятий. Также нужно бережнее относиться к выбору особенно социально-ориентированных предпринимателей и не отбирать последние льготы. В секторе малого и среднего бизнеса много интересных идей и людей, готовых отстаивать свою позицию.

«У нас в обществе нет четкого понимания, что такое «хорошо» и что такое «плохо», – сказал Гарегин Тосунян, президент Ассоциации российских банков. Необходимо многое поменять как в финансовой, так и в социальной политике и не нужно только в макроэкономике искать выход. Необходимо также искать причины, а не устранять следствие. Законодатели в полной уверенности, что защитили потребителей, а на самом деле все по-другому. Кривая Лоренса очень сильно прогибается, и кредитование может как усугубить ситуацию, так и улучшить, однако не хотелось бы драматизировать. В среднем люди живут неплохо. Некоторые отправляют свои капиталы и детей за границу, нужно что-то решать не только с утечкой средств, но и «утечкой мозгов». Корпоративное кредитование, к сожалению, стремится к стагнации, зато потребительское кредитование растет. Тормозят развитие бизнеса попытки вымогательства, рейдерство, высокий индекс восприятия бизнеса и прочие негативные факторы. Экономические факторы должны быть мотивирующими. Необходимо правильно выстроить отношения и расставить акценты. Можно взять положительный опыт, накопленный в Европе, например, итальянское агентство предлагает сегментировать предпринимателей. Это интересная система, работающая и под углом зрения налогообложения, и под углом зрения развития бизнеса. Нужно также идти от решения социальных задач к конкурентоспособному финансовому рынку и избегать пути популизма.

«Мы должны найти золотую середину спроса и предложения», – продолжила дискуссию Надежда Карисалова, председатель комитета Торгово-промышленной палаты России по развитию частного бизнеса. Спрос со стороны бизнеса гораздо больше, чем показатели по кредитованию. Конечно, не все субъекты малого и среднего бизнеса готовы показать свою реальную отчетность и не обладают достаточной финансовой грамотностью, но, образно говоря, бизнесу нужен тот «пряник», который потянет предпринимателей вперед. Необходимо объединить все элементы цепи: общественные организации, банки, представителей бизнеса, институты омбудсмена, государственные органы и, конечно же, не обойтись без «четвертой власти» – СМИ.

От лица правительства Москвы выступил Дмитрий Князев, заместитель руководителя департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы. Говорить о том, что Москва лишила льгот предпринимателей не совсем верно, так потеряют льготы только 600 предприятий, а у многих они останутся. Что касается повышения арендной платы, то если из-за ее повышения предприятие закрывается, то здесь вопрос к его финансовой состоятельности. Конечно же, подход должен быть персонализированный. Помощь нужна в виде витаминов, а не в виде бесплатной похлебки. У Москвы имеются свои инструменты помощи предпринимателям, а также необходимо развивать фонд поддержки малого и среднего бизнеса.

Алексей Волков, директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ), озвучил, что по ходу дискуссии звучал тезис дороговизны финансовых ресурсов и предложил возможности снижения стоимости за счет некоторых параметров. Как инструмент оценки рисков можно задействовать бюро кредитных историй, которое, к сожалению, сейчас мало используется. Количество кредитных историй корпоративных заемщиков в базе НБКИ за 2012 год выросло на 31%, а количество записей кредитных историй (кредитов) – на 53%. В базе НБКИ находятся сведения почти о 70% предприятий малого и среднего бизнеса. Введение на практике кредитного отчета может также снизить процентные ставки по кредиту. Однако, все понимают, что клиенты малого и среднего бизнеса являются зоной риска для банков.

Представители Альфа-Банка, Росбанка, «УралСиба», банка «Возрождение», банка «Кредит-Москва», МСП Банка подтвердили готовность предоставления кредитов как малому и среднему бизнесу, так и стартапам. Источники средств могут быть как собственные, так и целевые совместно с МСП Банком. В среднем ставка по кредиту составляет 12,5%, но нужно учитывать многие факторы. МСП Банк проявил нацеленность на неторговый сектор, и часть рисков готов взять на себя. Также было предложено развивать сопутствующее пакетное обслуживание клиентов и предлагать новинки рынка, например, мобильный банк для мобильных телефонов и планшетников.

Многие банки сегодня заявляют о кредитовании малого и среднего бизнеса, как об одном из приоритетных направлений деятельности. Создаются новые кредитные продукты, и интерес к сотрудничеству с малыми предприятиями возрастает. Пока это только тенденция, а уверенно говорить о результатах можно будет через несколько лет.

Москва.