Сrowdfunding – народное финансирование. Автор, размещая информацию о своем проекте во всемирной паутине, предлагает всем желающим вложить в него некоторую сумму, пусть даже очень небольшую, получив взамен существенную скидку на продукт, вплоть до 100% от его стоимости, после того как будет налажено производство.

 В мире существует около 350 краудфандинговых площадок различной направленности. Известнейшая из них – американская Kickstarter.соm – сайт для энтузиастов, готовых пожертвовать деньги на культурные, научные и развлекательные стартапы. Сегодня на этой платформе финансируются около 4 тыс. проектов из разных сфер. За 3 года своего существования ресурс собрал средства для реализации более 68 тыс. проектов. Мировой рынок краудфандинга на конец 2012 года оценивается в $3.5 млрд., что в 3 раза превышает результаты 2011 года. На конец 2013 года, по прогнозам аналитиков, этот рынок достигнет $10 млрд. Но эти оценки включают в себя и инвестиционный краудфандинг, когда начинающий предприниматель платит своим инвесторам долей от прибыли новорожденной компании. «Необходимость банковских займов теперь в прошлом», – говорит английский фермер с экрана первого канала.

Может ли такая форма финансирования решить проблемы малого бизнеса России, ведь у нас краудфандинг до сих пор был представлен лишь такими малоуспешными проектами как smipon.ru, biglion.ru и рядом подобных? Появится ли у банковского кредитования новый конкурент?

Жизнеспособность краудфандингового рынка в России опытным путем выяснили создатели российского аналога Kickstarter.соm – основатели краудфандинговой платформы Boomstarter.ru Евгений Гаврилин и Руслан Тугушев. На семинаре, прошедшем в Казанском IT-парке 16 января 2013 года, они делились своими наработками.

«Краудфандинг в России работать не будет. Российская благотворительность в Интернете не работает, – говорили нам, – но краудфандинг не благотворительность. Инвесторы всегда получают что-то взамен. И даже в России это работает, – уверяет Евгений Гаврилов. – Но отличие российского краудфандинга – поддержание лишь некоммерческих проектов. Во всяком случае, сейчас, пока развитие этого рынка в нашей стране находится в зачаточной стадии. Сегодня он составляет около $2 млн. Однако прогнозы на 2013 год – рост в 300–400%. До сих пор точка входа на этот рынок была крайне низкой, любой мог начать подобный бизнес. Реальная точка входа в краудфандинг достаточно высока, а с его инвестиционной разновидностью часто не справляются даже профессионалы».

Принцип, по которому работает платформа Boomstarter.ru, – «всё или ничего». Деньги возвращаются инвесторам, если проект не набрал всей суммы необходимых средств. Ориентировочная точка невозврата – 25%. В таком случае вероятность полного финансирования проекта – 90%. При набранных 10% от необходимой суммы, авторы проектов получают пул контактов так называемых кураторов – известных СМИ, имеющих большой трафик в сети, которые могли бы разместить информацию на своих сайтах о заинтересовавших их проектах компаний, направления деятельности которых совпадают с авторскими предложениями.

Вокруг краудфандинговых платформ часто возникает ряд дополнительных видов бизнесов. Пример – краудфандинговые PR-агентства, помогающие в сборе средств за долю прибыли в случае успеха. Для Boomstarter.ru таким стало агентство Khisam Communications, осуществившее организацию семинара.

О планах развития инвестиционного краудфандинга на платформе Boomstarter.ru рассказал в интервью Bankir.Ru ее главный исполнительный директор Руслан Тугушев.

«Запуск инвестиционного направления намечен нами на 4-й квартал 2013 года. Уже проработаны все юридические аспекты. Техническая реализация также обеспечена. Основным препятствием для запуска мы считаем низкую информированность населения о венчурных инвестициях, несущих с собой большие риски. В отсутствии доходности обвинят платформу-посредника, а кому же хочется терять бизнес из-за чужой некомпетентности. Мы сами пока также не готовы к глубокому анализу представляемых проектов, изучаем рынок, набираемся опыта».

По вопросу о конкуренции краудфандингового финансирования банковскому кредитованию Тугушев согласился лишь на возможность сравнения с микроинвестициями. «Краудфандинг абсолютно не конкурентоспособен в сравнении со стандартными банковскими продуктами в силу разных уровней риска, и российским стартаперам лучше не рассчитывать на народное финансирование в ближайшее время. Хотя уже существует краудфандинговая площадка Smartmarket.net, предлагающая условия инвестиционного краудфандинга, но я не знаю ни одного успешного проекта прошедшего через эту платформу. Мы заняли выжидательную позицию и наблюдаем».

Конкурирование краудфандинга с микрофинансированием также сомнительно. И дело даже не в рискованности инвестиций. Выбор между хлебом и зрелищем вряд ли окажется в пользу последнего.

Инфраструктура безналичных расчетов в российских регионах также оставляет желать лучшего, не говоря уже о финансовой грамотности отечественных интернет-пользователей.

Ярким подтверждением тому стало выступление на семинаре одного из авторов проектов Boomstarter.ru Гузель Махмутовой. Ее проект «Архидом», направленный на творческое развитие детей из малообеспеченных семей, успешно завершен. На вопрос о трудностях Гузель ответила: «…Я больше всего рассказывала не о проекте, а о том, как перевести средства в нашу поддержку. На какой сайт зайти, что нажать, куда отправить. Возможно, в Москве все гораздо проще, но у нас в Казани – реальная проблема». И это о регионе, считающемся одним из самых инновационно развитых в России.

В краудфандинге важно «дать что-то взамен». Составляя пул вознаграждений, «используйте элементы тщеславия» – напутствовал Евгений Гаврилин потенциальных авторов проектов, собравшихся на семинаре. «Обратитесь к людям, которые вас знают. Если в социальных сетях у вас есть 500 «друзей», то вы запросто соберете 150 тыс. рублей, обратившись пару, тройку раз к каждому из них. Для этого мы создали специальные формы личных рассылок. Поначалу нас «спамили», но мы с этим справились», – гордо рассказывал Гаврилин. Тонкости успешной презентации, пошаговая инструкция работы с платформой, возможные ошибки и пути их преодоления бурно обсуждались на семинаре.

Резюме: финансирование стартапов малого бизнеса под большим вопросом, но «серьезный спам всех ваших друзей» однозначно обеспечен. Таковы реалии краудфандингового рынка в России. Во всяком случае, пока.

Казань.