На прошедшей неделе компания AHConfereces в 13-й раз провела Форум «Информационные технологии в финансовом секторе». И, можно сказать по традиции, большинство выступлений было посвящено проблемам применения ИТ для решения конкретных задач.

Своевременное формирование различных видов отчетности не теряет актуальности для финансовых учреждений. Василий Кузьмин, директор направления «Банковская отчетность» компании Neoflex, рассказал о проекте по автоматизации выпуска обязательной отчетности (нормативы и формы по 2332-У), управленческой и портфельной отчетности, отчетности по МСФО, налоговой и рисковой отчетности для Связь Банка. Для этого c использованием продуктов IBM построено корпоративное хранилище данных (КХД) и в нем консолидированы все исходные данные из систем-источников (ЦФТО IBSO. ЦФТ RBO и др.), решена задача обеспечения качества этих данных.

Основные результаты: реализовано 9 критичных для банка форм (+12 расшифровочных отчетов) для ЦБ, которые на исходных системах нельзя было получить. Идут приемо-сдаточные испытания этапа «Кредитный портфель ЮЛ», улучшена оперативность анализа портфеля (было ежемесячно, теперь — ежедневно). Планируется внедрение следующего пула отчетов для ЦБ, портфеля по розничным кредитам, расчет трансфертов по портфелям и т.д. Как оценить  экономическую эффективность таких проектов? Василий Кузьмин ответил, что из заказчиков только ДжиИМаниБанк смог ее рассчитать…

Об электронных продажах страховых продуктов говорил Андрей Педоренко, директор департамента ИТ компании «Альфа-Страхование». Он выделил низкую рентабельность как главную проблему российских страховщиков. По оценкам «Эксперт РА» усредненные показатели рентабельности активов страховщиков  в 2010 году составили 3,5%. Одна из причин этого — высокие расходы на ведение дел (РВД), включая комиссионные вознаграждения посредникам (КВ). Доля РВД  в себестоимости продукта у российских страховщиков (топ 15 в 2011 35,2%, а в среднем по рынку 44%) значительно выше, чем у европейских компаний (2011 год: Германия – 28%, Италия – 23%).

Поэтому распространение Интернета как среды новых каналов продаж, которые могут заменять традиционные и дорогостоящие каналы, интересует российских страховщиков. Активно меняется законодательство (принятие законов о НПС, электронной подписи и т. д.). Во исполнение поручения № ИШ-П13-41117 министерство финансов России подготовило законопроект о легализации электронной продажи страховых полисов, причем полис подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью только со стороны страховщика, а подтверждением принятия условий договора со стороны клиента является факт уплаты страховщику страховой премии.

XIII Форум «Информационные технологии в финансовом секторе», 12 декабря 2012
Фото: Альберт Тахавиев, Bankir.Ru

Андрей Педоренко считает, что распространение электронных продаж позволит вылечить «детские болезни» российских страховщиков: снизить РВД, уменьшить дебиторскую задолженность, увеличить избыточный доход (оценка по бенчмаркам европейских страховых компаний — 15%), улучшить качество обслуживания и перейти на клиентоориентированную  модель ведения бизнеса.

Кредитный конвейер — это ключевой процесс для розничных и универсальных банков. Кирилл Бойцов, независимый эксперт, представил взгляд из банка на этот процесс, рассказав о проекте создания и настройки кредитного конвейера, в котором он участвовал последние 4 года. Проект начался в мае 2009 года, то есть  в разгар мирового финансового кризиса. И уже в сентябре начались выдачи товарных кредитов через кредитных брокеров, а в октябре стартовало кредитование в собственной сети. В феврале 2010 года начались выдачи кредитов наличными, в августе запущено экспресс-кредитование  (авто, карты, cash) … В 2011—2012 годах проект развивался.

В целом перед проектом были поставлены такие задачи: обработка заявок на товарные кредиты, автокредиты, кредиты наличными, выдача кредитных и дебетовых карт, изменения лимитов на действующих картах. Выдача карт моментального выпуска как инструмента погашения для всех  кредитов, выдача экспресс-кредитов в течение 15 минут и полное оформление кредита при первом посещении банка.

Кредитный конвейер был реализован с  применением BPM-системы, была выполнена интеграция с сервисами различных БКИ,  банковской CRM-системой (cross-sale, up-sale, контакт-центр), скоринговой системой и кредитным бэк-офисом (выгрузка контрактов, запрос состояния счетов/выписок).  В 2010 году кредитный конвейер обслуживал более 200 отделений, несколько тысяч  точек продаж, ежедневно обрабатывалось до 5000 заявок. Кирилл Бойцов подробно остановился  на этапе ввода заявок, отметив важность предварительных автоматических проверок и оптимизации ручных шагов, организации сопровождения конвейера и запуске новых/модернизации действующих продуктов.

О другом подходе к созданию кредитного конвейера на основе тиражируемого решения внешней компании и прежде всего ее силами рассказала Елена Варламова, директор по развитию продуктов компании Neoflex. Типовое решение этой компании для создания кредитного конвейера основано на продуктах IBM и, прежде всего, IBM WS Process Server и промышленной интеграционной платформе (ESB). В него также входят продукт Neoflex FrontOffice и системы компании FICO. 

Оба варианта создания кредитного конвейера имеют свои плюсы и минусы, и, может быть, на одном из следующих форумов они будут обсуждены.

Александр Анищенко, менеджер по работе с ключевыми клиентами компании  CINIMEX, представил модуль интеграции с репозитарием внебиржевых сделок, а представители компании Kofax рассказали и продуктах компании для потокового ввода данных и автоматизации сопутствующих бизнес-процессов, а также об  их применении в страховой компании «Цюрих».

Алексей Широких, вице-президент и главный исполнительный директор по ИТ ФК «Уралсиб», поделился своими размышлениями о роли корпоративной ИТ-архитектуры в современном банке. Для крупных организаций характерна сложность и растущее количество взаимосвязей между подразделениями и внешними партнерами и клиентами. Соответственно, усложняется и ИТ-инфраструктуры этих организаций, которые включают сотни приложений. И если в небольших организациях развитие ИТ-инфраструктуры часто происходит по принципу: «решаем проблемы бизнеса и ИТ по мере их возникновения», то для организации с сотнями приложений необходим проактивный и системный подход, который реализуется в виде корпоративной ИТ-архитектуры.

К настоящему времени  разработано немало подходов, методологий, нотаций, отраслевых моделей данных и даже стандартов для определения и реализации корпоративной ИТ-архитектуры. При этом, отметил Алексей Широких, нет одной, полной и всеобъемлющей, методологии для построения корпоративной ИТ-архитектуры, для этого нужно использовать ряд методологий, что подчеркивают и аналитики исследовательской компании Gartner.

Алексей Широких выделил такие принципы построения современной корпоративной ИТ-архитектуры банка, как открытость и адаптивность,  использование стандартов — FIX, SWIFT, ACCORD, ISO 15704, ISO 15288, ISO12207 и т. д.; компонентность и масштабируемость, использование архитектурных шаблонов реализации, парадигмы SOA — сервисно-ориентированной архитектуры, определение червисы для бизнес-функций в рамках сервисных каталогов, группировка компонентов в уровни. Он кратко представил подход Stream, ориентированный на баланс между набором стандартов и разнообразием решений, необходимых современному банку. Сохраняет свое значение классическая матрица Захмана (Zachman framework), опубликованная в 80-х годах прошлого столетия. Она используется во многих моделях и подходах.

Самое сложное, подчеркнул Алексей Широков, — это применение методологий и подходов к описанию существующей ИТ-архитектуры и определения целевой ИТ-архитектуры.

Москва.