Открыть свой бизнес в США – $30 и 30 минут времени. В России это большой вопрос. Однако и здесь появляются новые возможности и перспективы. Во всяком случае, к таким выводам пришли собравшиеся на первом национальном фестивале франшиз Поволжья представители бизнес-сообщества, франчайзеры и потенциальные предприниматели.

Фестиваль открылся пленарным заседанием на тему: «Малый и средний бизнес Татарстана. Тенденции и перспективы развития».

«Идея, кадры, деньги – именно в таком порядке выстраивают свои вопросы обращающиеся к нам бизнесмены, – констатировал заместитель председателя правления Торгово-промышленной палаты Татарстана Артур Николаев. – Во франчайзинге уже есть идея, и не просто эфемерный миф, а апробированный работающий бизнес. У франчайзеров чаще всего уже есть разработанные планы по подбору и обучению кадров, а деньги, конечно же, есть у Сбербанка», – передал «приветственный» микрофон Николаев.

Представитель Сбербанка – генерального партнера и спонсора фестиваля – заместитель управляющего отделением «Банк Татарстан» № 8610 Марьям Давлетшина рассказала об уникальном банковском продукте «Бизнес-старт». Продукт гарантирует предпринимателю возможность получения кредита на запуск бизнеса по программе франчайзинга или по типовому бизнес-плану, разработанному Сбербанком. Причем «в ассортименте» банка предлагаются уже более 30 готовых бизнес-решений, то есть более 30 компаний – франчайзеров аккредитованы Сбербанком и готовы к участию в новых проектах. Помимо собственно финансирования, продукт «Бизнес-Старт» включает в себя набор сервисов, помогающих начинающему предпринимателю быстро освоиться в бизнес-среде, выбрать подходящее помещение, определиться с персоналом. По сути, это полноценное финансирование стартапов. Требования к возрасту заемщика позволяют открыть свое дело даже студентам. «Сбербанк сегодня не просто поддерживает малый бизнес, а взращивает его новых участников», – подчеркнула Давлетшина.

В интервью Bankir.Ru Марьям Давлетшина поделилась ожиданиями от фестиваля франшиз: «Ждем появления новых клиентов программы «Бизнес-Старт» и новых франчайзеров этого проекта. Предпринимателям необходимо давать простор для выбора бизнес-решений, а это осуществимо только с расширением перечня франчайзеров. В банковском сообществе мы первыми предлагаем кредитование стартапов, именно поэтому Сбербанк стал генеральным партнером и спонсором фестиваля».

Участников фестиваля приветствовали и приглашали к общению заместитель начальника департамента поддержки предпринимательства Министерства экономики Татарстана Сергей Болотаев и президент Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса Татарстана Хайдар Халиуллин.

Фестивальный день был распланирован по минутам. Мастер-классы от франчайзеров следовали один за другим. Посетители смогли получить ответы на вопросы по открытию и ведению бизнеса по франшизе, узнали о плюсах и минусах этой формы предпринимательства.

Среди преимуществ приобретения франшизы были названы: разработанная бизнес-модель, отлаженная логистическая сеть, снижение затрат на маркетинг и рекламу, плюсы известного бренда, возможность обмена опытом, все, что позволяет снизить риски при запуске бизнеса. Одна из посетительниц фестиваля, директор экстрим-парка «Аэродром Танай» Наталья Провоторова емкой, образной фразой выразила суть всей концепции: «Франшиза – это стоимость собственных ошибок».

«Подводным камням франчайзинга» был посвящен отдельный мастер-класс от компании «Моне», проведенный Аленой Шпаченко.

«Договор франчайзинга нужно читать внимательнее любого кредитного договора, – настаивала Шпаченко. – Бесплатное обучение – что именно бесплатно? Материалы франчайзера – что конкретно подразумевается под словом материалы? Франчайзер берет на себя расходы по маркетингу и рекламе – что именно он делает? Франчайзинг – это или успешный бизнес, или кабала. Бренд может стоить бесконечно дорого!».

Мастер-класс от Сбербанка, проведенный начальником отдела организации продаж отделения «Банк Татарстан» № 8610 Иреком Садыковым, был посвящен анонсированному на пленарном заседании продукту «Бизнес-Старт». Садыков подробно рассказал об особенностях продукта, его целевой аудитории и условиях получения, провел бизнес-игру «клиент-менеджер», наглядно демонстрирующую все шаги получения этого нового вида кредита.

Изюминкой мастер-класса стало выступление Эдуарда Гильфанова, казанского предпринимателя, в числе первых воспользовавшегося новым кредитным продуктом Сбербанка, для открытия в Казани первой студии маникюра Лены Лениной. «Можно тысячи раз услышать, но лучше один раз увидеть», – заметила Марьям Давлетшина, комментируя эту презентацию.

«У меня не было никакого опыта предпринимательской деятельности, никакой кредитной истории – рассказывал Гильфанов. – Сбербанк, помимо денежных средств, дал возможность обучения основам бизнеса, возможность исполнить, как мне кажется, мечту каждого бизнесмена – создать бизнес, приносящий прибыль».

Мастер-класс Сергея Маслехина, руководителя консалтинговой компании «Верное решение», стал своеобразным уроком финансовой грамотности для потенциальных предпринимателей. Темой урока был вопрос, интересующий и франчайзера и франчайзи, – привлечение инвестиций.

«Прежде, чем что-то приобретать, ответьте себе: знаете ли вы предпочтения ваших клиентов, известны ли вам сильные и слабые стороны ваших конкурентов, их цели, каковы ценности вашей команды, компетенции ее членов, – рекомендовал Маслехин. – Лишь после этого выбирайте подходящую для вас модель франшизы и занимайтесь поиском инвестиций». Эксперт подробно рассказал о формах инвестиций, их источниках, о разнице между инвестициями и инвестором и многих других тонкостях, необходимых для начала бизнеса.

Участниками фестиваля стали компания «Subway» (один из лидеров индустрии фаст-фуда), cеть парикмахерских «Точка красоты», холдинг «Миэль», сеть супермаркетов «Spar», всероссийская дисконтная компания «Мир скидок», клинико-диагностический центр «Авицена» и многие другие.

Желание преуспеть в бизнесе приобретает порою причудливые формы. Весь фестивальный день наибольшее количество посетителей с завидным постоянством собирал стенд компании «InfoLife» по биометрическому тестированию. Выбрать направление бизнеса, в котором вас ждет максимальный успех, вид спорта, где вы однозначно добьетесь высоких результатов, узнать, к каким заболеваниям вы генетически предрасположены, как на вас влияет алкоголь, и многое другое можно по отпечаткам пальцев. Именно эту услугу и предлагали менеджеры компании участникам фестиваля.

Первый «Национальный фестиваль франшиз» Поволжье, 30 ноября 2012
Сергей Маслехин, руководитель консалтинговой компании «Верное решение»
Фото: Юлия Лукашенко, Bankir.Ru
Удачный дипломный проект талантливого студента Александра Зубарева за короткий срок (4 года с момента защиты дипломной работы) стал прибыльным бизнесом. Программно-аппаратный комплекс InfoLife сертифицирован центром сертификации и стандартизации одного из самых наукоемких городов России Новосибирска. Авторское право запатентовано. Молодой предприниматель уже развивает собственную франчайзинговую сеть.

Из банковского сообщества в выставочной сессии фестиваля принимали участие Сбербанк и Татфондбанк. Возможно, у других банков нет адекватных теме продуктов, но это лишь из области предположений; от участников фестиваля так и не удалось получить ответ на этот вопрос. Так или иначе, брутальные фигуры и лица представителей микрофинансовых организаций (МФО) встречались гораздо чаще лиц банкиров. «Миладенежка», «МигомДеньги», единая региональная сеть «Финанс Гешэфт» и другие искали своих партнеров.

Вице-президент сети «Финанс Гешэфт» в Петербурге Игорь Семенов в интервью Bankir.Ru рассказал о двух разновидностях франчайзинговых программ его компании. «Первая – кредитный брокеридж – подготовка банковских кредитных продавцов, вторая – микрофинансирование, когда МФО работает как банк». По утверждению Семенова, франчайзинговая программа кредитного брокериджа уникальна и выгодно отличается от конкурентов в части стоимости франшизы. Правда, от презентации этой программы повеяло deja vu. Напомним, что все предыдущие попытки организации франчайзинга в сфере кредитного брокериджа, предпринимаемые 5–6 лет назад компаниями «Фосборн Хоум» (Москва), Независимое бюро ипотечного кредитования (Москва»), «Кредитный и Финансовый Консультант» (Петербург), обанкротились.

В рамках фестиваля прошел «круглый стол», в котором приняли участие Татьяна Михайлецкая от iFranch Global Group, Эдуард Гильфанов, представитель компании «Subway», представитель компании «Spar» Мария Ильинская. Обсуждался портрет идеального франчайзи, процент совпадения ожиданий, покупающих франшизу предпринимателей с реальностью, необходимость предпринимательского опыта в этом бизнесе. Состоялся диалог франчайзеров с их потенциальными партнерами.

На фестивале было объявлено, что следующий фестиваль франшиз будет проведен в Краснодаре.

Казань.