28 сентября в Москве состоялся пятый всероссийский IR-форум. Дискуссия шла практически о вечном: как стартапу заинтересовать венчурный фонд, как компании готовиться к первичному размещению акций на бирже (IPO), как выстраивать коммуникации с инвесторами, как раскрывать информацию. По мнению экспертов, инвесторам важна не столько сама идея, сколько ее исполнение. Это касается и компаний на начальных стадиях развития, и более крупных организаций, и коммуникационных стратегий, и многих других аспектов и субъектов отношений с инвесторами (IR).

Анна Муленкова, заместитель директора департамента маркетинга, рекламы и PR UFS Investment Company, рассказала о коммуникационном сопровождении IPO. В процессе подготовки к выходу на биржу компания должна своевременно осуществлять коммуникации с заинтересованными лицами. Также следует заранее привести в порядок сайт, решить, как будет проходить подготовка пресс-релизов, конференций и т.д. Кстати, в процессе подготовки к раскрытию информации можно «нащупать» своего инвестора, который потом будет сопровождать эмитента после того, как консультант покинет этот процесс.

Многие компании допускают ошибки при проведении IPO. Ряд организаций оценивает себя слишком высоко. Другие считают, что инвесторы принимают решение только на основе финансовых результатов. Некоторые не имеют стратегии коммуникаций. Наконец, есть компании, которые полностью передали функцию IR на аутсорсинг, а этого делать не следует.

Павел Попов, начальник управления продаж на рынках акционерного капитала биржи ММВБ-РТС, объяснил разницу в раскрытии информации российскими и зарубежными компаниями. За рубежом все убеждены, что российские эмитенты непрозрачны. Даже российские компании, которые имеют двойной листинг (в России и за рубежом), и компании с одинарным (российским) листингом раскрывают информацию совершенно по-разному.

В Европе компания должна раскрывать ту информацию, которую считает существенной и которая может повлиять на цену акций. В России компания обязана предоставлять информацию по множеству существенных событий, например, таких как внеплановые советы директоров и др. Это путает инвесторов. Кроме того, большинству инвесторов необходимо получать менее половины той информации, которую публикуют российские эмитенты.

Олег Лозовой, управляющий партнер венчурного фонда R&D Capital, рассказал об отношениях стартапов с инвесторами и о важности развития рынка стартапов в России. Прежде всего, люди, которые управляют компаниями на начальных этапах развития, должны быть бизнесменами. Важную роль в этом могут сыграть бизнес-инкубаторы, которые должны помогать выращивать бизнес. Сейчас в России существуют такие организации, однако они не помогают бизнесу развиваться – в лучшем случае, они предоставляют помещение, Интернет, возможно, что-то еще, но это совсем не то, что нужно.

По мнению Лозового, стоимость идеи в проекте невелика – иногда она не превышает 10%. Если идея уникальна, то этот показатель может составлять около 50%. Некоторые инвесторы считают, что идея вообще ничего не стоит. Поэтому, чтобы получить инвестицию в свой стартап, предприниматели должны уметь доходчиво объяснять на словах смысл своего проекта. Венчурные фонды получают сотни презентаций, в которых сложно разобраться, а без понимания сути дела никто не будет вкладывать деньги. Например, предприниматели должны получить опыт публичных выступлений, прежде чем они начинают искать инвесторов, чтобы уже знать, какие ключевые моменты должны быть отражены в выступлении, и какие вопросы могут последовать. Также требуется умение формализовать идею: подготовить презентацию и карту денежных потоков, желательно с привлечением инвесторов, поскольку стартапу нужны не только деньги, но и соратники по бизнесу.

Помимо этого, компания должна адекватно оценивать свои компетенции. R&D Capital выделяет 10 ключевых компетенций: идея, упаковка, лидерство, финансирование, бухучет и право, рекрутинг, опытно-конструкторские разработки, первичное и вторичное продвижение, работа с венчурными фондами после финансирования на «посевной» стадии, консалтинг и аудит. Большинство стартапов способны качественно «закрыть» не более 2–3 из этих позиций. Кстати, в таком случае и доля предпринимателей в этом бизнесе должна составлять 20–30%, а 70–80% должно приходиться на фонд, который и будет помогать «закрывать» компетенции и подбирать нужных людей. Также для того, чтобы получить средства на развитие, лидеры стартапа должны обладать стратегией убеждения, продвижения и поведения. Иными словами, они должны знать, кто будет предъявлять спрос на их продукцию, а также быть настойчивыми в поиске средств: их не должны останавливать неудачи – даже если долго не удается найти инвестора, необходимо развивать свой проект дальше.

В США, помимо венчурного финансирования, развиваются новые виды привлечения средств в стартапы, например, безвозмездные пожертвования на проекты. Также появляются револьверные пожертвования – когда стартап обещает вернуть своим инвесторам средства с прибылью по очередности вложений в случае, если проект окажется удачным. То есть тот, кто осуществил инвестицию первым, первым и вернет свои средства с некоторым доходом, а тот, кто инвестировал пятым – тот получит деньги пятым.

Москва.