Кредитно-финансовая организация, являясь частью компании Home Credit B.V. – весомого игрока на рынке потребительского кредитования с широкой сетью дистрибуции, развивает бизнес в России с 2002 года. При этом в Чехии группа ведет свою деятельность с 1997, в Словакии с 1999, в Казахстане с 2005 и в Белоруссии с 2007 года. По подсчетам на 31 марта 2012 года общая база потребителей финансовых услуг этой организации насчитывает 27,8 млн. клиентов. В 2012 году заметный игрок рынка розничного кредитования празднует юбилей – 10 лет присутствия в нашей стране. Несмотря на пришедшийся на этот период кризис-2008, усиление госбанков и другие перипетии экономической жизни, финансовой организации удалось не просто «выжить» в сложных условиях, но и стать лидером POS-кредитования и занять шестое место по объемам предоставления кредитов наличными. О секретах успеха, нишевой конкуренции и стратегиях лидерства в ближайшем будущем рассказали топ-менеджеры «Хоум Кредит» на espresso-party в честь десятилетия жизни «иностранца» в России.

ФинМаг

Мероприятие началось с презентации, рассказывающей о деятельности банка в различных аспектах, начиная с достижений в качестве обслуживания клиентов и заканчивая историей бизнеса кредитно-финансовой организации в России. Первым выступал Иван Свитек, занимающий пост председателя правления Банка Хоум Кредит с декабря 2009 года. Он отметил прогресс, который удалось достичь к настоящему моменту менеджменту в одной из фундаментальных и постоянно обсуждаемых профессиональным сообществом проблем – в совершенствовании договора. Сделать главный документ по принятию обязательств понятным и простым для потребителей, написанным не сложным юридическим языком, а доступными формулировками, адекватным шрифтом без всяких ссылок и «звездочек» в тексте – задача, которую на данный момент руководство банка считает решенной. Количество страниц документа усилиями нескольких департаментов, включая и юридическую службу, было доведено до трех. Все основные интересующие клиентов сведения – о процентной ставке, размере ежемесячного платежа, дате погашения кредита и т.д. – разместили на первой странице договора. В основе всех этих преобразований лежит кропотливая работа отдела маркетинга и регулярные исследования мнения потребителей, опросы целевой аудитории банка и многое другое.

Стратегией дальнейшего развития банка Иван Свитек назвал реализацию концепции финмагизации – магазина финансовых услуг на всех уровнях бизнеса. Нужно отметить, что ведущие игроки банковского сектора в той или иной форме пытаются сегодня внедрять в своей деятельности аналогичные системы. В этой связи можно вспомнить проведенную главой ВТБ24 Михаилом Задорновым и первым заместителем президента-председателя правления ВТБ24 Дмитрием Руденко весной презентацию «легкого банка». Этот шаг второй государственный банк нашей страны сделал в ответ на выход Сбербанка на рынок экспресс-кредитования посредством подписания 28 декабря прошлого года с Cetelem (группа BNP Pariba) соглашения о создании совместной кредитной организации. Таким образом, одной из ключевых тенденций развития банковского сектора в нашей стране сегодня является усиление розницы и выход на нижне-массовые слои населения в обеспечении финансовыми услугами.

Объясняя позицию руководства, Иван Свитек сослался на хорошие макроэкономические показатели России, в которых начинается реализация нового бизнес-подхода. Особенный оптимизм в эксперта вселяют низкий уровень безработицы и инфляции в нашей стране. А если проанализировать динамику рубля по сравнению с индийской рупией и бразильским реалом – национальных валют «соседей» России по БРИК – то можно отметить большую стабильность отечественного рынка.

Успехи «Хоум Кредита» в этой связи так же показательны: займы физических лиц выросли за последние 1,5 года на 56%, увеличение депозитов этой же категории клиентов составило 27%.

Клондайк Отечества и сладок, и приятен

Если раньше самыми «крутыми» банкирами считались специалисты инвестиционного направления бизнеса, то сегодня ими стали представители ритейла. 50% прибыли в банковском бизнесе по всему миру составляют доходы именно от банковского ритейла. Аналитики компании McKinsey прогнозируют, что в следующие 10 лет самыми быстрорастущими рынками розничного кредитования окажутся страны СНГ, что дает дополнительный повод для оптимизма топ-менеджерам «Хоум Кредита».

Сегодня эта финансовая организация находится на первом месте по POS-кредитованию, на шестом – по выдаче кредитов наличными, на восьмом месте – в нише кредитных карт. «Хоум Кредит» занимает третье место, после Сбербанка и ВТБ, по количеству филиалов в России, если учитывать все типы офисов от микроотделений до полноценных представительств. А за всю историю компании в нашей стране было выдано кредитов на сумму 645 млрд. рублей, что равно ВВП Российской Федерации в 1990 году. Клиентов у банка больше, чем жителей такого континента, как Австралия. Очевидно, что рост идет быстрее рынка, и кроме того, банк является третьим по доходности в России.

Без терний и к звездам

Заместитель председателя правления и руководитель блока банковской сети Юрий Андресов рассказал об истории развития бизнеса в России. Старт проекта произошел в 2002 году с маленького банка «Технополис» в Зеленограде, который был приобретен и переименован. В том же году была открыта первая точка продаж и региональный офис в Нижнем Новгороде. Банк развивался как монолайнер, сфокусированный на POS-кредитовании, основным конкурентом которого в этом сегменте в тот момент был «Русский стандарт». С 2003 года начинается сотрудничество «Хоум Кредита» и крупнейшего ритейлера «Техносилы»; с тех пор количество партнеров постоянно растет. В 2004 году происходит расширение присутствия банка в городах нашей страны, заключается договор о сотрудничестве с MasterCard. Подписанный в тот момент контракт с «Почтой России» позволил ей стать не только каналом денежных переводов для погашения займов, но и партнером по выдаче кредитов наличными, которым она является до сих пор. В этом же году была выпущена первая карта. В 2005 году стало понятно, что необходимо расширять линейку банковских услуг. Шла техническая подготовка к организации массовой выдачи кредитов наличными, отстраивалась скоринговая модель, развитие которой продолжилось и в 2006–2007 годах. В этот же период была введена в строй система противодействия мошенничеству и открыт call-center в Обнинске. Самые удачные акции, которые в народном сознании ассоциируются с банком «Хоум Кредит», были запущены также в это время. Прежде всего, грандиозный успех имели «0-0-10» или «0-0-24».

Пришедший в 2008 году кризис открыл перед банком новые возможности. Да, руководству финансовой организации пришлось ввести непопулярные меры – ликвидировать такие кредитные продукты, как ипотека и автокредитование. Но самое главное, что удалось сделать – это поддержать всех партнеров. Банк не прекратил кредитование в точках продаж, что помогло ему выйти на лидирующие позиции в отрасли. В 2009 году был запущен первый зарплатный проект, началась развиваться сеть банкоматов и функционировать интернет-приложение. В 2010 году банк возродил выдачу автокредитов и продолжил строить «легкий» формат представительств – микроофисов. В 2011 году филиальная сеть покрыла всю страну, депозитная база составила по итогам года 56% от всех обязательств. В 2012 году стратегией проникновения банка утверждена необходимость присутствия во всех городах с населением от 30 тыс. человек. На сегодня сеть включает более 1400 офисов привычного формата, более 59 тыс. точек продаж и 800 банкоматов по всей сети.

Меню, пожалуйста!

Глава маркетингового управления банка «Хоум Кредит» Евгений Сидоров продолжил рассказ коллег о политике банка. С 6 марта было запущено единое банковское меню, где в каждом сегменте представлено не более трех видов финансовых продуктов: три кредитные карты, три депозита и т.д. Продукты финансовой организации стремятся быть простыми и предельно понятными. Для этих целей была внедрена концепция банковского меню по прямой аналогии с ресторанным. Уже сейчас очевидно, что подход эффективен.

Руководство компании прекрасно понимает, что будущее банковского мира лежит в области удаленных каналов, и прикладывает усилия, чтобы занять лидирующие позиции в этом направлении.

Как уже упоминалось ранее, увенчались успехом попытки маркетологов уйти от терминологической сложности во всех документах, с которыми соприкасается клиент. В ближайшее время все договоры перейдут на доступный и понятный потребителям язык. В плане развития банка как системы руководство намерено бороться с излишней бюрократизацией, которая часто сопровождает разрастающиеся организации. В мобильности и гибкости заключается секрет успеха «Хоум Кредита» на российском рынке, и упускать полученные преимущества нельзя, считает эксперт. Финансовая организация стремится совмещать быстроту и внутреннюю эффективность с хорошим уровнем сервиса для клиентов.

Социальная инициатива

В банке к концу текущего года будет работать свыше 25 тыс. служащих. Для сотрудниц телефонной службы поддержки в Обнинске при работе организован детский сад «Оранжерея».

В больших торговых центрах для всех желающих силами представительств проводятся дни финансовой грамотности, где люди могут получить ответы на интересующие вопросы. В «Хоум Кредите» работает и свой собственный финансовый омбудсмен Петер Шулак. Ведется благотворительная деятельность в рамках проекта «Синяя птица»: кредитно-финансовая организация оплачивает образование одаренным детям.

После окончания официальной презентации мероприятие продолжилось в неформальной обстановке праздничного бизнес-ланча на крыше главного офиса «Хоум Кредита». У журналистов появилась возможность пообщаться со спикерами лично, вне строгостей регламента. Приятным сюрпризом и украшением этой части программы стало вручение заместителем коммерческого директора агентства Bankir.Ru Игорем Черненковым памятной таблички и букета цветов в качестве поздравления банка «Хоум Кредит» с юбилеем жизни в России. Подарки принимал Иван Свитек, высказавший в ответной речи уверенность, что и в дальнейшем его кредитная организация будет давать журналистам только позитивные поводы для написания статей.