Информатизация государственных органов, и, прежде всего, переход к электронным/дистанционным формам предоставления услуг государственных учреждений гражданам и организациям, создает новые возможности для общества и экономики, включая финансовую отрасль. В этом контексте весьма интересным оказался XII Межрегиональный Форум «Информационные технологии в госсекторе», проведенный на днях компанией AHConferences.

Если не все, то подавляющее большинство проектов информатизации в госсекторе, базируются на реализации концепции Межведомственного электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти (МЭДО) и Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

СМЭВ вводится в действие с 1 июля этого года, с точки зрения гражданина основной ее смысл в том, что при получении государственных и муниципальных услуг нужные документы в электронном виде вводятся однократно. Если документ при обращении в одно ведомство был введен, то в последующем при обращениях в другие ведомства его вводить не надо.

В целом система оказания услуг в электронном виде выглядит так: заявитель обращается в Единый портал государственных услуг, возможно, используя ЕЛК (Единый личный кабинет гражданина), либо в Многофункциональный центр по оказанию услуг (МФЦ). Далее через СМЭВ его заявка передается в региональные органы исполнительной власти (РОИВ) и органы местного самоуправления для исполнения.

Фото: Альберт Тахавиев, Bankir.Ru

Об опыте своих компаний в реализации МЭДО и СМЭВ, а также услуг на их основе, на форуме рассказали Алексей Осотов, директор по работе с регионами компании «Электронные офисные системы», и Дмитрий Романов, директор по развитию информационного менеджмента «Логика Бизнеса 2.0».

Основные проблемы, отметили они, находятся на уровне РОИВ. Это и отсутствие нужных информационных систем, а когда они есть, то часто морально устарели и не соответствуют требованиям, например, организации поддержки основных этапов административного регламента оказания государственных услуг.

Андрей Горелов, и.о. начальника Управления развития бюджетных платежей Федерального казначейства России, представил промежуточные итоги и планы развития государственной информационной системы государственных и муниципальных платежей (ГИС ГМП).

В этой системе три типа данных: начисление, платеж, квитанция — и три роли участников: администратор (главные администраторы доходов федерального бюджета, администраторы доходов бюджетов бюджетной системы России, автономные учреждения), организация по приему и переводу платежей (банки и другие кредитные организации, платежные агенты, организации федеральной почтовой связи и др.) и порталы и МФЦ (Единый портал государственных и муниципальных услуг, региональные порталы, многофункциональные центры).

Сейчас в отсутствие единой системы процесс взаимодействия всех этих участников происходит с информационными разрывами и лишними действиями. ГИС ГМП позволяет упростить и рационализировать этот процесс. В частности, банки получают возможность оперативно обмениваться информацией с органами государственной власти посредством СМЭВ.

Помимо организационных и технических проблем, отметил Андрей Горелов, необходимо решить и законодательные проблемы в части доработки банковского законодательства, модернизации приказа 106н Министерства финансов, изменения действующего законодательства для обеспечения однозначной идентификации проводимых платежей.

Екатерина Середкина, главный специалист-эксперт Департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития России, и Антон Седов, заместитель начальника Управления по региональному развитию Федеральной уполномоченной организации «Универсальная электронная карта», рассказали о ходе реализации проекта по внедрению УЭК.

УЭК – это универсальный инструмент доступа к государственным, муниципальным и коммерческим услугам в электронном виде, а также единый документ, объединяющий в себе полис обязательного медицинского страхования, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования и др. УЭК содержит данные, позволяющие выполнять операции, при которых требуется идентификация гражданина (квалифицированная электронная подпись) и включает банковское приложение платежной системы ПРО100, разработанной Сбербанком.

ПРО100 обеспечивает возможность использования УЭК в качестве привычной дебетовой карты, для безналичной оплаты всех товаров и услуг на территории Российской Федерации.

К настоящему времени разработано федеральное идентификационное приложение, включающее область данных ФОМС, ПФР, ЭП; запущена опытная эксплуатация всех информационных систем ФУО, включая инфраструктуру ПРО100. Проводится широкомасштабное испытание инфраструктуры УЭК и этим летом в нескольких регионах страны будут эмитированы карты (пилотный режим и досрочный выпуск), с января 2013 года они будут выдаваться по требованиям граждан, а с 2014 года начнется их выдача в обязательном порядке.

К системе УЭК уже присоединены 9 банков, включая Сбербанк, занимающих более 60% рынка пластиковых карт, 5 банков находятся в финальной стадии заключения договоров и более 80 банков проявляют интерес к УЭК. Началось тестирование обслуживания УЭК на терминалах и банкоматах присоединившихся банков.

Планируются и реализуются мероприятия по подготовке региональной инфраструктуры к выпуску УЭК (длительность 6 месяцев), по формированию нормативно-правовой базы для ее внедрения, информационные и образовательные мероприятия (длительность 6 месяцев). Важность последних подчеркнула Екатерина Середкина, отметив, что у населения отсутствует адекватное понимание функционала УЭК и конкретных ситуаций ее использования. Граждане плохо осведомлены о сроках и порядке выдачи УЭК, путают ее с другими прохожими проектами, такими как «социальная карта москвича» и «единый портал государственных услуг».

При обсуждении у представителей регионов вызвал сомнении тезис о широте и доступности инфраструктуры УЭК по заказу и оплате услуг, включающей банковские устройства самообслуживания, инфоматы, МФЦ и домашние компьютеры.

В рамках госпрограммы «Информационное общество» реализуется ряд проектов, одним из которых является создание системы «Электронная демократия». О выполнении этого проекта рассказал Алексей Буньков, советник директора департамента создания и развития информационного общества Министерства связи и массовых коммуникаций России. Центральное звено этой системы — это Единый портал электронной демократии, который предоставляет гражданам технические возможности донести до органов власти свои мнения и предложения, самим формировать инициативы и определять приоритеты, проводить независимую экспертную оценку нормативных актов, формировать независимые профессиональные сообщества для участия в разработке регламентов и стандартов и т. д., оценить работу любого чиновника и формировать публичные рейтинги работы чиновников и органов власти всех уровней.

Владимир Некрасов, генеральный директор компании Contour Components, рассказал об аналитической публикации статистических и мониторинговых данных с использованием продуктов своей компании. Разработка этих продуктов, и прежде всего оригинальных OLAP-продуктов, началась в рамках другой компании, которая работала с финансовым сектором. Но после образования Contour Components эта компания переключилась на международный рынок, а внутри России — на госсектор. Некрасов признал, что сейчас его компания не работает с финансовым сектором целенаправленно, хотя ее продукты использует ряд банков.

Непосредственный интерес банков к таким проектам, как УЭК и ГИС ГМП, понятен. А могут ли им быть интересны другие проекты в госсекторе, в которых такой интерес не виден? В процессе блиц-обсуждения этого вопроса с несколькими участниками форума было высказано такое мнение. Люди обращаются в госорганы, исходя из своих потребностей и планов, для реализации которых им нужны не только информационные сервисы и решения госорганов, но финансовые продукты. Возможно, осознание/уточнение потребности в тех или иных финансовых продуктах и возникает в процессе взаимодействия с госорганами. И, возможно, банкам каким-то образом надо отслеживать отношения граждан и госорганов, чтобы своевременно предложить нужные продукты.