Сейчас на федеральном уровне реализуется 15 инфраструктурных проектов в области электроэнергетики, транспорта, здравоохранения и образования. Из-за масштаба и объема вложенных средств (около 20 трлн. рублей) их часто называют «Мегапроекты России». Банки не участвуют в проектном финансировании этих программ, предпочитая выдавать ссуды инвесторам. Большую часть расходов на реализацию этих проектов взяло на себя государство.

Заместитель председателя правления, управляющий директор по проектной деятельности Евразийского банка развития Геннадий Жужлев считает, что инвестиции в инфраструктурные проекты на этапе стартапа должны поступать от государства. «Нужна затравка в виде инфраструктуры, тогда появятся и частные инвесторы», — отметил он. Предполагается, что за счет средств госбюджета будут строиться транспортные коммуникации и системы энергоснабжения.

Директор Центра ГЧП Внешэкономбанка Александр Баженов предложил альтернативный вариант финансирования инфраструктурных проектов — привлечение инвестиций из внебюджетных источников. Он убежден: «Такое развитие событий мы увидим в ближайшее время — к этому уже есть все предпосылки».

В списке участников проектного финансирования — альтернативы расходу денег налогоплательщиков — банки занимают одну из последних строчек. Этому есть ряд причин.

Во-первых, большинство инфраструктурных проектов, с позиции частного инвестора, малоинтересны, так как срок возврата всех вложенных средств может превысить 5–10 лет.

Во-вторых, реализация инфраструктурных проектов сопряжена с серьезными административно-правовыми, управленческими и политическими рисками. Сложности добавляет нестабильность законодательной базы и превышающая прогнозы инфляция.

В-третьих, специфика российской банковской системы. По мнению Заместителя генерального директора Финансово-банковского совета СНГ Ахмеда Кахриманова, банковская деятельность в рамках российского законодательства не предполагает реализацию этих проектов на уровне проектирования. «Именно из-за действующей нормативной базы «стартаповские» проекты и проекты, нуждающиеся в долгом финансировании с «длинными» соответствующими активами и обеспечением, наши банки не могут рассматривать.

Еще одна проблема: российские банки не имеют «длинных» ликвидных ресурсов. Они в большей степени располагают возможностями долгового финансирования из привлекаемых средств на депозитах».

В-четвертых, большинство представленных на рынке инфраструктурных проектов не соответствуют требованиям, которые предъявляют к ним банкиры. Заместитель исполнительного директора департамента по работе с крупнейшими клиентами Сбербанка России Алексей Баженов сказал: «Сейчас наблюдается полное отсутствие зрелых и глубоко проработанных проектов… Отсутствие рынка указанных проектов не позволяет привлечь опытных инвесторов и операторов, соответственно, необходимое финансирование для реализации новых проектов. У регионов отсутствует инициирование качественной проработки до того уровня, который востребован рынком».

Также Алексей Баженов указал на две другие причины, из-за которых интерес банков к отечественным инфраструктурным проектам минимальный.

Во-первых, это «отсутствие квалифицированных команд», которые будут заниматься реализацией планов. Ведь деньги дают под конкретных людей.

Во-вторых, это отсутствие «долгосрочной политической воли» и «ясной законодательной базы».

При этом Алексей Баженов считает, что к инфраструктурным проектам в «настоящее время имеется интерес у многих банков, у Сбербанка в том числе». Правда, в большей степени на уровне выдачи кредитов инвесторам. Отдельно он отметил, что «частный капитал готов участвовать в решении дорожных проблем страны» — в строительстве новых и реконструкции старых автомобильных дорог. Но есть еще ряд проблем, которые необходимо решить.

В качестве примера сотрудничества Сбербанка и государства в сфере развития транспортной инфраструктуры оратор назвал три проекта (платные автомагистрали): объездную дорогу вокруг подмосковного города Одинцово (строительство планируется завершить в 2012 году, соединит МКАД и трассу Москва — Минск), трассу Москва — Санкт-Петербург и «Западный скоростной диаметр» (объездная дорога вокруг Санкт-Петербурга, строительство планируется завершить в 2015 году).

Выступивший на форуме Ахмед Кахриманов сообщил об участии Финансово-банковского совета СНГ в инвестиционных проектах: «Финансово-банковский совет СНГ — это организация, которая в виде некоммерческого партнерства представлена 16 банками стран СНГ, и его основная задача — содействие формированию инвестиционного климата и интеграционных процессов в области финансов и инвестиций. В рамках данной структуры создан Комитет оценки и экспертизы проектов. Это коллегиальный орган. Там мы ежегодно представляем проекты из стран СНГ, проводим соответствующую экспертную оценку, выдаем этим проектам путевку в дальнейшую реализацию. Наша экспертиза включает несколько этапов. Первый этап — квалифицированная подготовка инвестпроектов, которая позволяет нам говорить о перспективности их реализации. На втором этапе мы создаем структурную организацию, подбираем партнеров, отрабатываем различные формы реализации».

Алексей Баженов и Ахмед Кахриманов рассказали также об иностранном опыте финансирования инфраструктурных проектов, который можно и нужно использовать и у нас.

«Рецепт» от Алексея Баженова звучит так: «За рубежом основным мотором развития государственно-частного партнерства в сфере инфраструктуры были строительные компании, которые осознали преимущество долгосрочных инвестиций в смежные отрасли. Это транспорт, ЖКХ и социальные структуры. Данная форма отношения государства и бизнеса позволяла им значительно увеличить «портфель» заказов и одновременно расширить финансовые горизонты за счет дополнительных доходов за каждый сданный объект. Объекты ЖКХ, платные дороги и т. п. — это своеобразные «дойные коровы» для строительных компаний, которые дают стабильный доход. Финансовые институты в основном играют вспомогательную роль в реализации проектов — это консалтинг и финансирование победителей конкурса».

В качестве одного из вариантов адаптации этого «рецепта» в сфере строительства транспортных коммуникаций для нашей страны Алексей Баженов предлагает два алгоритма действий кредитных организаций.

«Банк проводит мониторинг рынка, направляет комфортные письма (письмо, выдаваемое организацией или лицом, выражающим поддержку другому лицу — прим. авт.) участникам конкурса и в последующем финансирует победителя конкурса в составе консорциума различных банков и международных финансовых организаций», — рассказал он. Отметим, что именно по такой схеме были реализованы три названных выше проекта с участием Сбербанка.

Другой вариант финансирования инфраструктурных проектов — создание совместных предприятий со строительными и концессионными организациями. Баженов считает, что в этом случае «возникает значительный синергетический эффект в результате объединения усилий вечно нуждающихся в заемных средствах строителей и концессионных компаний, и вечно нуждающихся в размещении средств финансовых институтов. Основная часть деятельности — эксплуатация объектов транспортной структуры, ЖКХ и социальной инфраструктуры».

А вот что советует Ахмед Кахриманов тем, кто хочет использовать зарубежный опыт: «Очень часто используется технология мезонинного финансирования (способ финансирования проектов, при котором инвестор предоставляет средства в виде долгового финансирования с одновременным приобретением опциона на приобретение акций заемщика или SPV компании в будущем по определенной цене, возможно, при наступлении определенных условий — прим. авт.), которая позволяет капитализировать этот проект и вывести его на реализуемый уровень. В данном случае российским банкам необходимо учиться разрабатывать схемы именно мезонинного финансирования реализации крупных проектов. Последующие схемы долгового финансирования становятся обыденным способом».