Догонять лидера становится у группы ВТБ уже доброй традицией. Не успел руководитель ипотечной команды ВТБ24 Анатолий Печатников сообщить о наполеоновских планах и намерениях выдавать каждый пятый ипотечный кредит в России, как генеральный директор компании ВТБ-факторинг Михаил Якунин собрал журналистов на брифинг, где сделал похожее заявление. Он сообщил, что за прошедшие полгода компания настолько нарастила обороты, что переместилась с шестой позиции на рынке на вторую и останавливаться на этом не собирается. 

Безусловно, менеджерам можно порадоваться достигнутым результатам, когда оборот компании увеличился в четыре раза по сравнению с первым полугодием 2010 года и составил 41 млрд. рублей против прошлогодних 11 млрд. Однако есть существенное «но». По оценкам многих руководителей факторинговых компаний, бешеные обороты крутятся вхолостую, ведь не смотря на то, что объемы рынка растут, реальных доходы с него падают. К примеру, тот же ВТБ-факторинг в первые два года своего существования принес группе ВТБ одни убытки, а сегодня едва-едва выходит на точку безубыточности, да и то при условии, что не сбавит набранного темпа.

Оправдываются прогнозы некоторых экспертов и по поводу того, что основным драйвером роста для факторинговых компаний станет активная экспансия в регионы. Так ВТБ-факторинг отметил в этом году на своей карте Казань, Ростов, Хабаровск, Иркутск, а до конца года планирует открыть еще пару-тройку региональных отделений. Основная доля открытых факторинговых лимитов в регионах приходится на промышленные предприятия металлургической и нефтегазовой отраслей. Однако традиционный клиент для факторинга – предприятия торговли – тоже не сдают позиций. 

По мнению Михаила Якунина, ценовая конкуренция, сделавшая факторинговые деньги относительно недорогими среди прочих «коротких» ресурсов, будет продолжаться недолго. «Сильная волатильность на финансовом рынке может негативно сказаться на темпах роста факторинговых компаний», - отметил эксперт.

Тот факт, что банки «разморозили» факторинговые направления в своем бизнесе подтверждают и компании, занимающиеся производством финансового софта. По словам вице-президента компании «Инверсия» Олега Кузьмина, сегодня автоматизация операций факторинга - чрезвычайно востребованные и постоянные заказы со стороны банков.

Однако для большинства игроков рынка факторинга, интерес к этому делу со стороны банков означает обострение конкуренции. Только в отличие от банковских структур, самостоятельные игроки не могут себе позволить работать в убыток.