Участники всероссийского автофорума «Гонки на выживание в условиях нестабильного спроса», который прошел в конце ноября, надеются на докризисное восстановление автомобильного рынка к 2013 году. Этот форум, проведенный международным центром конференций Onconference в отеле «Савой», по счету уже тринадцатый, однако его участники, отбросив всякие суеверия и не боясь сглазить, рисовали сами себе радужные картины развития.

Во время кризиса у авторынка капитально «спустило колесо» прежде всего из-за того, что основным «бензином» для его развития являлись банковские кредиты. После того, как банки стали рулить автокредитованием настолько аккуратно, что это привело многих автодилеров к необходимости серьезной консолидации, чтоб не пропасть в одиночку. Наступил светлый час «поглотителей» мелких автодилеров, который в некоторых регионах длится и поныне.

Как сообщил генеральный директор компании «PSB Consulting Group» Олег Мосеев, если «мелочь», которую вот-вот придушат долги, накопленные еще до кризиса, с которыми тем более без шансов рассчитаться  сейчас, когда потребительский спрос еще не настолько высок, мечтают продаться подороже и пореспектабельнее, ее владельцам требуется как следует «причесать» свой бизнес. Порой для хорошей продажи требуется серьезная юридическая реорганизация предприятия.

sobitie061210-500.jpg

Эксперты прогнозируют, что автомобильный рынок будет находиться в подвешенном состоянии еще пару лет, и лишь потом вернется к точке роста, которая оборвалась с наступлением кризиса. Но это только в случае, если не накроет вторая волна – тогда ни одна цепь не выдержит.

Как поживает авторынок? По статистике за десять месяцев этого года россияне приобрели 1,5 миллиона легковых автомобилей, на 22% больше, чем в прошлом году. Это позволяет некоторым участникам рынка делать настолько оптимистичные прогнозы, что они на полном серьезе рассчитывают на экономический рост до 35% уже в следующем году. Эти мечтания основаны опять же на статистике: в России на 1000 человек населения в среднем приходится 223 автомобиля, в Европе – 502, а в Америке - 776.

Директор компании «Автостат» Сергей Целиков считает, что для «полного бензобака» на российском рынке должно продаваться не более 3,5 млн. автомобилей, но этот потолок потенциального спроса вряд ли удастся преодолеть.

Необходимо учитывать, что спрос на этом рынке зависит от погоды. Как констатировала генеральный директор компании «Модус» Татьяна Луковецкая, январь-февраль, а также июль-август – самые провальные месяцы в автодилерском бизнесе. «Чтобы поддерживать компанию на плаву во время нестабильного спроса, нужно развивать сервисное обслуживание. И доход от него должен быть сопоставим с расходами предприятия на элементарное поддержание собственной жизнедеятельности. Иначе выжить трудно», - считает эксперт.

По оценкам многих автодилеров, в кризис одной из главных проблемы была кадровая. Персонал привык к получению хорошей  зарплаты без лишних усилий, когда покупатели расхватывали автомобили, как горячие пирожки. А тут планы по продажам повысились, продавцам пришлось резво шевелиться, чтобы их выполнить, а зарплата замерла на докризисном уровне. Не все хотели вычерпывать воду из тонущей лодки, так что помимо снизившегося спроса, компаниям в разгар кризиса приходилось решать и кадровые проблемы. И это при том, что в намеренном сокращении персонала специально для снижения издержек предприятий эта отрасль практически не нуждалась.

Как заметил генеральный директор международного автомобильного холдинга «Атлант М» Олег Хусаенов, многие участники рынка достали из закромов и счистили двухлетнюю пыль с многих своих инвестиционных программ.

Выжившие в кризис автодилеры констатируют, что банки снова поворачиваются к ним солнечной стороной и начинают активнее заниматься автокредитованием. И даже благодаря программе утилизации и избытку ликвидности тратят деньги на соответствующую рекламу, чтобы загнать потребителя за руль и в долги.

Так только за 11 месяцев этого года в рамках госпрограммы льготного автокредитования, которая была введена в начале 2009 года для поддержки штанов российского автопрома, банки выдали вдвое больше кредитов, чем за весь прошлый год. Участников рынка это радует, особенно если учесть, что банки, конкурируя с государством по продаже продуктов по автокредитам, тоже разрабатывают привлекательные предложения, расширяя, к примеру, брендовый ряд.

Тем не менее, многие эксперты считают, что надеяться только на покупательский спрос, по меньшей мере, недальновидно. Основным конкурентным преимуществом автодилера становится собственные производственные базы для сервисного обслуживания.