Среди банков было два желающих — Инвестторгбанк, которому не согласовали заявку, и Татфондбанк, который не успел ее подать.

Использование ОФЗ для докапитализации банковского сектора было предложено в самом начале 2009 года. Закон "Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для повышения капитализации банков" был принят в июле 2009 года. Согласно закону банки могут провести эмиссию привилегированных акций, которую государство оплатит ОФЗ с правом обратного выкупа через пять лет. Государство может направить в докапитализированный банк своего представителя, который имеет право вето при принятии решений о выплате дивидендов, об увеличении уставного капитала, о размере вознаграждения руководству банка и об одобрении крупных сделок. Участвовать в программе может банк с активами на сумму не менее 30 млрд руб. на 1 июля 2009 года, и рейтингами определенного уровня.

Теоретически воспользоваться докапитализацией через ОФЗ могли 73 банка, которые аккумулируют 85% всех активов банковской системы. Однако представители многих крупных частных банков заявляли, что их не устраивают ограничения, накладываемые государством на получателя этого вида госпомощи. С другой стороны, весь 2009 год, когда потребность банков в капитале была достаточно высокой, закон о докапитализации через ОФЗ не действовал, так как подзаконные акты к нему появились значительно позже. К примеру, только к 1 ноября 2010 года Минфин разработал порядок обратного выкупа банками своих привилегированных акций в 2014-2015 годах. Таким образом, предусмотренная на эти цели сумма в 210 млрд руб. осталась невостребованной. На 2010 год Минфин первоначально сократил объем программы ОФЗ с 250 млрд руб. до 100 млрд руб., мотивируя это тем, что реального спроса на этот инструмент среди банков нет.

Из всех российских банков только два изъявили желание увеличить капитал с помощью ОФЗ. Инвестторгбанк направил в январе этого года заявку в Минфин на участие в программе в размере 6 млрд руб., но получил отказ из-за недостаточно убедительного бизнес-плана.

Следующим решил попытаться квазигосударственный Татфондбанк. Три месяца назад, 20 августа, собрание его акционеров одобрило увеличение капитала банка на 5 млрд руб. за счет использования ОФЗ.

Татфондбанк — второй по величине активов банк Татарии после "Ак Барса". Крупнейшим акционером является государственное ОАО "Татагролизинг" (26,93%). По данным рэнкинга журнала "Деньги", на 1 июля размер чистых активов банка составлял 55,43 млрд руб. (62-е место), размер капитала — 7,74 млрд руб. (63-е место).

Для того чтобы получить доступ к ОФЗ, акционерам Татфондбанка пришлось внести изменения в его устав. В частности, отменить премиальные и бонусные выплаты топ-менеджерам в случае невыплаты дивидендов по привилегированным акциям, которые в обмен на ОФЗ получит государство. Процедура согласования заявки и бизнес-плана, на основе которого регуляторы принимают решение о целесообразности использования этого механизма, занимает от одного месяца до трех.

Однако пока Татфондбанк работал над своей заявкой, Минфин успел внести поправки в бюджет, благодаря которым и сумма в 100 млрд руб. исчезла из статьи, которая относилась к докапитализации банков за счет ОФЗ. В течение двух месяцев в пресс-службе банка так не смогли дать никаких комментариев на эту тему. Но в Минфине и ЦБ "Ъ" сообщили, что не получали от Татфондбанка заявки не участие.

"Такое решение могло быть принято, потому что государство посчитало, что Татфондбанк не в таком бедственном положении, чтобы увеличивать расходы бюджета",— рассуждает директор ЦЭА МФПА Сергей Моисеев. "Хотя как раз для окологосударственных банков, таких как Татфондбанк, ограничения, сопутствующие докапитализации через ОФЗ, как раз особого значения не имели, поэтому его акционеры могли рассчитывать на этот инструмент",— заключает господин Моисеев.

В Минфине "Ъ" сообщили, что по существующему закону правительство может выпускать ОФЗ для докапитализации банков до конца 2010 года. "Но сейчас в бюджете денег на эти цели уже не предусмотрено, так как к концу первого полугодия стало понятно, что ситуация уже не такая тяжелая",— уточнил представитель Минфина. Теоретически действие закона может быть продлено, если это потребуется, "но вряд ли такая необходимость возникнет", добавил он.

О последовательном сворачивании мер антикризисной поддержки российской банковской системы впервые публично заявил первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев в начале сентября на Международном банковском форуме в Сочи. ЦБ сократил объемы беззалогового кредитования (на 19 ноября объем задолженности банков по кредитам без обеспечения составлял символические 60 млн руб.), вернулся к докризисным лимитам кредитования под залог активов и поручительств, а также нормам резервирования на возможные потери по ссудам.

Источник: Коммерсантъ