Средняя ставка по кредитам банков предприятиям за восемь месяцев текущего года снизилась почти на треть, с 13,8 до 10%, отмечает руководитель дирекции бизнес-развития и координации банка «ВТБ Северо-Запад» Елена Зулина. Сейчас ставки банка по годовым кредитам в рублях для клиентов с приемлемым финансовым положением составляют 8—13% годовых. Для крупнейших заемщиков ведущие банки предлагают ставки в районе 7—9%, в ряде случаев еще ниже, отмечает начальник коммерческого управления Банка БФА Федор Зобнев, для остальных заемщиков коридор ставок достаточно широкий: 10—15% годовых. «Данные уровни являются достаточно низкими для банков, особенно с учетом сохранения в портфелях пассивов дорогих долгосрочных депозитов, привлеченных в 2009-м — начале 2010 года. Маржа банков сокращается до уровней порядка 3—4%», — добавляет г-н Зобнев.

По словам предправления Балтинвестбанка Игоря Кирилловых, на начало года банковская маржа составляла 4,5%, на середину — 3,8%, а к сентябрю сократилась до 3,3% и до конца года вряд ли изменится. «Если на начало 2009 года разрыв между ставками размещения и привлечения составлял 10,3%, то на начало 2010 года уровень маржи составлял уже 4,9%. В течение 2010 года маржа сокращалась уже не так существенно, в августе 2010 года этот показатель составлял 3,9%», — добавляет г-жа Зулина. А заместитель гендиректора филиала Банка Сосьете Женераль Восток в Санкт-Петербурге Егор Андриянов констатирует, что наличие острой конкуренции между банками за первоклассных заемщиков приводит к снижению маржи до 1,5—2%, а в ряде случаев и еще ниже.

По мнению участников рынка, дальнейший потенциал снижения ставок уже исчерпан и до конца года следует ожидать их роста. В четвертом квартале возможна корректировка учетной ставки ЦБ на разницу между уровнем инфляции, чтобы ставки по привлечению негативно не повлияли на исполнение бюджетов компаний, полагает г-н Кирилловых. Это заставит многих крупных участников рынка скорректировать ставки в сторону увеличения. Г-жа Зулина также думает, что ставки по кредитам корпоративным клиентам могут незначительно возрасти, учитывая традиционное сезонное увеличение спроса на кредитные ресурсы со стороны юридических лиц и положительные тенденции в экономике.

«Действительно существует риск увеличения стоимости заимствований для российских компаний, вызванный как инфляционными опасениями, так и совокупностью макроэкономических факторов — курсовой политики в отношении российского рубля, возможного роста стоимости финансовых ресурсов на международных денежных рынках», — соглашается Егор Андриянов. Однако он не ждет резкого роста стоимости фондирования, так как большинство крупнейших кредитных учреждений так и не справилось в полной мере с проблемой избыточной ликвидности в связи с ограниченным количеством качественных корпоративных заемщиков.

В условиях низкого спроса на кредитные ресурсы и снижения процентных доходов банки фокусируют внимание на развитии комиссионных услуг как наиболее стабильной составляющей дохода. «Сейчас нашей стратегической задачей является превращение в основной расчетный банк для клиентов. В целях привлечения на обслуживание новых корпоративных клиентов с июля нынешнего и до июля 2011 года открытие счетов в рублях и валюте осуществляется бесплатно», — говорит г-жа Зулина. «ВТБ Северо-Запад» также внедрил формализованные стандарты качества обслуживания клиентов, совершенствует систему защиты «Клиент-Банк» и готовится запустить интернет-эквайринг.

Компенсировать минимальную маржу на рынке банковских услуг возможно, двигаясь по двум классическим сценариям, отмечает г-н Кирилловых: постоянно увеличивать капитал вместе с наращиванием кредитного портфеля и расширять линейку банковских продуктов. Так, Балтинвестбанк уже проводит регистрацию субординированного депозита, чтобы нарастить капитал, а также активно предлагает гарантийные инструменты.

Для обеспечения определенного уровня рентабельности банки пытаются компенсировать уровень доходов за счет получения обязательств со стороны заемщика на осуществление минимального гарантированного уровня транзакционного обслуживания, говорит г-н Андриянов. К числу таких банковских продуктов относится формирование сложной системы управления ликвидностью компании, так называемые продукты cash management, документарные виды операций, организация выплаты заработной платы, услуги, ориентированные на индивидуальных клиентов, в том числе партнерские программы кредитования.

«Отчасти банки стараются компенсировать сокращение процентной маржи тарифной политикой по комиссионным доходам и восстановлением ранее сформированных резервов вследствие работы с проблемной задолженностью и более консервативного подхода по оценке рисков», — отмечает Федор Зобнев.

Источник: РБК Daily