За 5 месяцев 2010 года в региональный Роспотребнадзор поступило 75 обращений граждан на нарушение прав потребителей при оказании финансовых услуг – это заметно больше, чем в прошлом году. Так, за первое полугодие 2009 года было зафиксировано лишь 43 жалобы.

Эксперты отмечают, что причинами обращений граждан сегодня чаще всего становятся отсутствие необходимой достоверной информации при заключении кредитного договора. Например, банки утаивают размер кредита, полную сумму, которую должен выплатить заемщик, график погашения долга. Кроме того, много жалоб поступает на незаконность взимания банком дополнительных платежей, увеличение процентной ставки после заключения договора при отсутствии согласия заемщика, навязывание потребителю условий договора подсудности будущих споров, взимание комиссии за открытие и обслуживание ссудных счетов. Потребители также обращают внимание Роспотребнадзора на то, что банки навязывают услуги по страхованию жизни и здоровья и штрафуют за досрочное погашение кредитов.

По данным регионального Роспотребнадзора, банки порой изначально включают в договор условия, ущемляющих права потребителей. В числе таких условий — ограничения на альтернативную подсудность по делам, связанным с исками по защите прав потребителей. «Зачастую Банки включают в кредитный договор пункт о подсудности, в соответствии с которым решение всех споров по требованию банка должны проходить по месту его нахождения, — пояснили в Роспоьтребнадзоре. – Однако большинство банков зарегистрированы в Москве и Санкт-Петербурге, что предполагает возникновение дополнительных неудобств и расходов у потребителя». А это, в свою очередь, по словам экспертов, влечет «возможный отказ клиента от восстановления нарушенных прав».

Между тем, согласно 17 статье федерального закона «О защите прав потребителей» иски могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту жительства или пребывания истца, по месту заключения или исполнения договора, по месту нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель — его места жительства. По утверждению специалистов нижегородского Роспотребнадзора, «потребитель часто не учитывает, что если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, то он может быть предъявлен в суд по месту их нахождения».

В итоге за 5 месяцев 2010 года Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области выдало банкам 25 предписаний об устранении нарушений. «В большинстве своем предписания исполняются в добровольном порядке, но есть и исключения», — говорят специалисты ведомства. Так, например, один банк пытался оспорить предписание управления в суде. За 5 месяцев текущего года по выявленным нарушениям в сфере потребительского кредитования было составлено 6 протоколов, наложено штрафных санкций на сумму 50 тыс. руб., дано 9 заключений в суд по делам о защите прав потребителей. Впрочем, как отмечают эксперты, потребители могут превентивно обезопасить себя от «кредитных ловушек». Для этого необходимо еще «на старте» очень внимательно изучать условия банковского договора. В любом случае, региональный Роспотребнадзор настоятельно рекомендует нижегородцам не бояться отстаивать и защищать свои права при возникновкении спорных ситуаций в процессе взаимодействия с банками.

Источник: Росбалт