«Совкомфлот» в ближайшие пять лет планирует войти в тройку крупнейших в мире танкерных компаний, для чего собирается удвоить дедвейт своего флота (сейчас 10,2 млн т), потратив на эти цели 5,5 млрд долл. Однако финансовые возможности пароходства небезграничны, на конец 2009 года его задолженность достигла 3 млрд долл. К тому же совет директоров «Совкомфлота» в апреле 2010 года принял решение выплатить за 2009 год дивиденды в размере 920,5 млн руб. (14,2% от консолидированной прибыли по МСФО).

Помочь «Совкомфлоту» взялся Внешэкономбанк (ВЭБ), который уже пообещал профинансировать приобретение компанией новых судов. А сейчас ВЭБ нашел еще один способ помочь подконтрольному государству пароходству. Банк выкупит у «Совкомфлота» два танкера общим дедвейтом 70 тыс. т за 6,97 млрд руб. Затем эти танкеры, предназначенные для перевозки нефти и газового конденсата арктического месторождения «Приразломное», планируется отдать в лизинг прежнему владельцу.

Лизинговые платежи ложатся на лизингополучателя меньшим грузом, нежели выплаты по кредиту, объясняет выгоду этой сделки представитель группы лизинговых компаний «Бизнес Альянс» Анатолий Балыкин. Он отмечает, что ВЭБ призван поддерживать отечественное кораблестроение и стимулировать спрос на его продукцию. Кроме того, банку это дает возможность занять перспективную нишу в сфере лизинга морских транспортных средств, где он уже является лидером. «Ввиду специфики имущества, медленной окупаемости, недостаточно прогнозируемой доходности лизингополучателя от его использования лизинг морских судов в России развит очень слабо», — отмечает Анатолий Балыкин.

В ВЭБе отмечают, что для них лизинг морских транспортных средств является приоритетным направлением развития лизингового бизнеса. Другие банки также интересуются этим направлением. Заместитель гендиректора «ВТБ-Лизинг» Анатолий Вороницкий говорит, что его компания также присматривается к проектам по лизингу морских и речных судов, считая данный сегмент рынка перспективным.

Источник: РБК Daily