Госдума может разрешить ЦБ РФ продавать памятные и инвестиционные монеты не только банкам, но и любым юридическим лицам, в том числе не являющимся кредитными организациями. Дать такое право Банку России планируется в преддверии зимней Олимпиады в Сочи.

Комитет Госдумы по финансовому рынку на заседании в четверг рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении законопроект, предоставляющий Банку России право осуществлять операции с памятными и инвестиционными монетами из драгоценных и недрагоценных металлов, памятными банкнотами, включая монеты, банкноты в сувенирной упаковке, с кредитными организациями, а также с юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями. Соответствующие дополнения предлагается внести в статью 48 закона "О Центральном банке РФ (Банке России)".

Отметим, что в настоящее время ЦБ продает инвестиционные и памятные монеты, а также памятные банкноты исключительно через банки, которые, в свою очередь, реализуют их юридическим и частным лицам. Так, в соответствии с действующим законодательством, Банк России не имеет права не только проводить операции с монетами и банкнотами с некредитными организациями, но и использовать сувенирную упаковку для монет и банкнот.

Учитывая эти ограничения, Банк России осуществляет экспортные поставки своим контрагентам на основании комиссионного соглашения с "ВТБ Банк (Германия) АО", отмечается в пояснительной записке к законопроекту. При этом нумизматические фирмы - получатели российских монет, имея соглашение только с "ВТБ Банком", не несут каких-либо обязательств перед Банком России. Это, по мнению председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Владислава Резника, может создать определенные трудности при выполнении олимпийской монетной программы "Сочи 2014".

Так, для выпуска монет с официальной символикой игр Банк России должен заключить лицензионные соглашения с Организационным комитетом "Сочи 2014" и Международным олимпийским комитетом (МОК). Составной частью таких соглашений является Олимпийская Хартия.

Эмиссионный институт страны проведения Игр выплачивает роялти организационному комитету, МОК и национальным олимпийским комитетам тех стран, в которые поставляются монеты. МОК требует предоставления ему месячных и квартальных отчетов о реализации монет, что предполагает ежемесячное получение информации от всех распространителей и ее обработку. Специалисты МОК анализируют и сверяют получаемые данные.

На эмиссионный институт возлагается также обязанность проведения детального контроля рекламных материалов (с учетом требований Олимпийской Хартии) всех официальных распространителей и передача этих материалов в МОК для контроля уже этой организацией. В случае каких-либо ошибок ответственным является эмиссионный институт.

В соответствии с рекомендациями МОК, реализация монет, прежде всего из недрагоценных металлов, должна происходить в местах доступных и часто посещаемых гражданами страны проведения Игр и туристами. Монеты продаются в сувенирной упаковке. Исходя из опыта предыдущих Игр, продажи таких монет, рассчитанных на массового потребителя, осуществляются практически повсеместно, для этих целей привлекаются спонсоры. Так, в Канаде спонсором Игр 2010 года является нефтяная компания, которая продает монеты на принадлежащих ей автозаправках.

Что касается России, то к реализации монет в нашей стране, по мнению В.Резника, можно будет привлечь ФГУП "Гознак", которое осуществляло бы дальнейшее продвижение монет через "Почту России" и другие коммерческие структуры, включая специализированные.

Предоставление ЦБ права осуществлять операции с памятными и инвестиционными монетами с банками и другими организациями будет способствовать выполнению программы "Сочи 2014", а также росту внутреннего нумизматического рынка, отмечается в пояснительной записке.

Источник: IFX.RU