Тойота банк — единственный кэптивный банк иностранного автоконцерна из работающих в России, воспользовавшийся возможностью поучаствовать в госпрограмме льготного автокредитования. Действие программы, первоначально рассчитанной до конца 2009 года, продлено на 2010 год. В обновленном списке из 104 участников программы, опубликованном на сайте Минпромторга, другие банки иностранных автоконцернов (БМВ банк, Мерседес-бенц банк Рус, Банк "ПСА Финанс Рус") не числятся.

Впрочем, на текущий момент в линейке продуктов Тойота банка нет кредитов на автомобили, соответствующие условиям госпрограммы льготного автокредитования. В рамках программы государство компенсирует банку, выдающему кредит на покупку автомобиля российской сборки, 2/3 ставки рефинансирования ЦБ (сейчас 8,5%). Максимальная стоимость автомобиля по льготной программе — 600 тыс. руб. Специализация же Тойота банка — программы автокредитования на приобретение автомобилей Toyota и Lexus. Toyota имеет собственное производство в Петербурге, однако единственной моделью, сборка которой осуществляется на территории России, является бизнес-седан Camry стоимостью от 800 тыс. руб. Кредиты на приобретение автомобилей других производителей банк не выдает.

Свое присоединение к программе льготного автокредитования в Тойота банке объяснили желанием использовать любые потенциальные возможности на российском рынке. "По нашему мнению, предложенная программа льготного кредитования является очень мощным инструментом поддержки производства и продаж новых автомобилей,— говорит президент Тойота банка Александр Колошенко.— Технически банк обладает возможностями кредитовать приобретение автомобилей других производителей, но пока делать этого не собирается". "Банк может кредитовать только приобретение автомобилей собственного производства, если они собираются в России и соответствуют остальным условиям программы",— уточнили в Минпромторге.

Тот факт, что Тойота банк присоединился к программе льготного автокредитования, не имея автомобилей, подпадающих под ее условия, может свидетельствовать о намерении автоконцерна в ближайшем будущем запустить в России производство более бюджетных моделей, например Toyota Corolla, считает глава auto-dealer.ru Олег Дацкив. В российском офисе Toyota от комментариев отказались. Источник "Ъ", близкий к Toyota, говорит, что концерн еще до кризиса вел переговоры с Минпромторгом о возможном увеличении потенциальной мощности своего завода в Петербурге до 150 тыс. машин (сейчас — 50 тыс.), но никаких конкретных моделей Toyota не называла. В Toyota, со ссылкой на главу российского офиса Такеши Исогая, говорят, что ближайшие два года конвейер завода в Петербурге ничего, кроме Camry, собирать не будет.

По словам собеседников "Ъ", Тойота банк подал заявку на участие в госпрограмме льготного автокредитования, "скорее, на тот случай, если Минпромторг изменит параметры программы: например, в очередной раз повысит максимальный ценовой порог автомобилей, участвующих в программе, или вовсе отменит его". Министерство уже повышало максимально допустимую стоимость автомобиля (прежний ценовой порог — 350 тыс. руб.). О возможности отмены ограничений по цене впервые заявила в октябре прошлого года глава Минэкономики Эльвира Набиуллина (см. "Ъ" от 19 февраля 2009 года). В начале февраля с аналогичным предложением выступила Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Как отмечал тогда заместитель главы ФАС Андрей Кашеваров, такая возможность обсуждается с Минпромторгом. "Дождаться снятия ограничений по цене автомобилей — наиболее удобный для Тойота банка вариант,— полагает директор дирекции развития розничных продуктов ОТП банка Игорь Антонов.— Такое решение вполне может быть принято". Банк уже получил техническую возможность участвовать в программе — как только ограничение будет снято, он просто начнет выдавать в рамках программы кредиты на приобретение Camry, добавляет он.

Источник: Коммерсантъ