В ходе конференции любой желающий мог задать интересующий его вопрос Сергею Малышеву, директору программ лояльности и стратегического партнерства Альфа-Банка. Информационным спонсором конференции выступил портал Bankir.Ru.

По оценке экспертов, развитие новых методов привлечения и удержания клиентов является одним из важнейших критериев успешного существования в конкурентной банковской среде. Различные программы лояльности помогают привлечь и заинтересовать потенциальных потребителей банковских услуг. Долгосрочные отношения между банками и клиентами в значительной степени сегодня формируются за счет кобрендинговых карточных проектов. Как и любое нестандартное решение в сфере бизнеса, технология кобрендинга заключает в себе не только потенциальные преимущества, но и риски.

Сегодня на рынке кобрендинговых проектов Альфа-Банк является одним из лидеров. Кроме того, банк был одним из пионеров запуска таких программ. К примеру, проекты с Фондом Дикой Природы и Аэрофлотом существуют более четырех лет. Наиболее известные продукты кобрендинговые «Альфы» – это карта, совместная с Cosmopolitan, «Мужская Карта», карта с индивидуальным дизайном «Моя Альфа». Но формируются и совершенно новые уникальные продукты, в частности, карты от известных дизайнеров: у Альфа-Банка это Джейсон Брукс, карта от Валентина Юдашкина у ВТБ 24. В последнее время стало появляться все больше карт совместно с благотворительными фондами: «Фонд Дикой Природы» ( Альфа-Банк), фонд «Подари Жизнь» (Сбербанк), карта «Достойный Дом Детям» (Уралсиб).

Расширение сегмента кобрендинговых карт в России связано с тремя основными факторами. Прежде всего, конкуренция за нового клиента на банковском рынке усиливается, в связи с этим банки начинают максимально активно работать с клиентами своих партнеров: авиакомпаний, торговых сетей, заправок. Во-вторых, кобренды являются прекрасным инструментом, который оказывает влияние на поведение клиента за счет стимулирования использования карт, использования кредитного лимита, поддержания остатков, продажи дополнительных продуктов. Третий фактор - удержание клиентов, которым сложнее менять банк, так как по карте он получает что-то дополнительное, к примеру, бонусы, минуты сотовых операторов. Пользуясь такими картами, клиент приобретает намного больше, чем просто стандартные банковские услуги.

Тем не менее, российский рынок кобрендинга еще имеет массу свободных ниш. Далеко не все разновидности проектов можно найти на нашем кобрендинговом пространстве. К примеру, направление «affinity cards», которое активно представлено на Западе, у нас пока еще не актуально. Это карты для относительно узких сообществ - выпускников известных университетов, болельщиков крупнейших футбольных команд, профессиональных сообществ IT-специалистов, врачей и многих других.

Не все кобрендинговые программы успешны. Если проект делается без учета или понимания целевой аудитории, к примеру, есть два сильных бренда, но нет интересного предложения для потребителей, вероятность успеха в долгосрочной перспективе крайне мала.

Успешность кобрендингового проекта может зависеть также от способа реализации программы. Прежде всего, нужно учитывать, влияет ли авторитет одного бренда на другой, провоцируя интерес потенциальных потребителей. Как отметил Сергей Малышев, для успеха кобрендинга обязательно должна быть синергия. Даже если партнеры по продукту не равны между собой по размеру, их вклад, уровень участия и инициатива в рамках конкретного проекта должны быть одинаковы. Продукты, когда один партнер пытается использовать бренд другого, как правило, обречены на провал. Оба партнера, помимо имиджевой составляющей, должны получать и финансовую выгоду - иначе такое партнерство долго не продержится.

Критерием оценки эффективности кобрендинговых карт являются количество выпущенных и активных карт, средние остатки, средняя задолженность, проникновение дополнительных продуктов и услуг, «срок жизни» клиента, расходы по карте.

На конференции были рассмотрены результаты, которых добились с Альфа-Банк - Cosmopolitan - Visa и Aeroflot - MasterCard – Альфа-банк. Были подробно представлены и новые проекты: «Мужская карта» и М.видео-БОНУС - Альфа-Банк.

Оптимисты этого направления полагают, что рано или поздно кобрендинговые карты вытеснят традиционные карточные продукты. Судя по всему, стратеги Альфа-банка придерживаются этой позиции: уже сейчас более 50% выпускаемых карт - карты с «добавленной ценностью». Наиболее популярны на данный момент карты с авиаперевозчиками: Альфа-Банк выпустил таких карт более 300,000. Подобные продукты выпускают также Сбербанк, Ситибанк, «Русский Стандарт», Райффайзенбанк и ряд других. Далее по популярности следуют карты розничных сетей, например, сейчас заметны на рынке карты таких пар как «Седьмой континент» - банк «Финсервис», «Азбука Вкуса» - Barclay's Bank, «Ашан» - КредитЕвропаБанк.

Более подробно с результатами можно ознакомиться непосредственно на сайте Альфа-банка.