Нужны ли женщины на высших уровнях компаний? Почему мужчины скептически относятся к таким руководителям? Что мешает слабому полу добиться сильных позиций в компании? Эти и многие другие вопросы обсуждались на форуме «Женское лидерство без границ».

26 ноября в гостинице Marriott Grand Hotel было настоящее столпотворение. Такое количество бизнесвуман вряд ли больше встретишь в одном месте. В чем же причина? Казалось бы, 8 марта не так скоро, чтобы обсуждать «женские» темы. «В это воскресение - День матери», – раздался голос из толпы. Хоть повод формальный нашли.

Если серьезно, то, конечно же, не нужен никакой повод для того, чтобы обсудить действительно важные и насущные проблемы, связанные с продвижением женщин на самые высокие позиции бизнеса. Эта проблема существует не только в России, но и во многих странах мира. Оставим в стороне изначальные социальные функции мужчины и женщины. В XXI веке дамы  успевают все: и руководить тысячью людей, и детей рожать, и мужу внимание уделять. Однако такие женщины все же скорее исключение, чем правило. Они становятся CEO скорее вопреки, а не благодаря важным качествам и навыкам. И новое поколение девушек уже воспитаны на примере Маргарет Тэтчер (бывший премьер-министр Британии), Хилари Клинтон (госсекретарь США),  Индры Нуйи (CEO компании PepsiCo) и других влиятельных женщин мира. Поэтому сейчас  девушки поступают в вузы не для того, чтобы стать «женой с дипломом», а чтобы наравне с мужчинами делать успешную карьеру. И вопрос «Как же помочь женщинам добиться высоких позиций в бизнесе?» в настоящее время актуален как никогда.

Организаторами первого форума «Женское лидерство без границ» стали компании Heidrick & Struggles (одна из крупнейших мире организаций в сфере подбора руководящих кадров), Coca-Cola Russia и «Комитет 20» (объединение российских женщин-лидеров бизнеса). Тема увеличения количества представительниц слабого пола на высшем уровне управления компаний обсуждалась, исходя из двух вопросов: «С какими препятствиями сталкиваются женщины на пути к успеху?» и «Что нужно сделать, чтобы устранить эти трудности?». А препятствия самые разные. Например, проблема как совместить карьеру и семью. Естественно, рождение и воспитание ребенка выбивает на время женщину из общей гонки. Неуверенность в себе. Многие дамы полагают, что не справятся с такой ответственностью, не считают себя достаточно компетентными. Кстати, в то  время как  их коллеги мужчины, обладая меньшими способностями, с охотой «ввязываются в бой» и не задумываются о последствиях. Женщинам также не хватает так называемого role models, то есть примера для подражания.

Все вышеперечисленное - это международные проблемы. А что же в России? В принципе то же самое, только намного хуже. У нас более патриархальное общество и больше мужчин скептически смотрят на то, чтобы женщина делала карьеру. И предпочтение в компаниях, как правило, отдается мужчинам.

По словам Дмитрия Прохоренко, управляющего партнера Heidrick & Struggles, в России женщин неохотно берут в генеральные директора, потому что они якобы более эмоциональны. К тому же, наши мужчины-руководители любят вместе ходить в баньку, засиживаться до ночи на  переговорах, да и не особо следят за выражениями. Поэтому женщина в такой компании воспринимается как чужак. Парадокс в том, что официально Россия занимает второе место в мире по количеству женщин среди руководителей - 42%. Первое место у Филиппин – 47%. Только женщины-руководители – это в основном главные бухгалтеры, а вовсе не гендиректора и CEO. Так как же исправить ситуацию? На этом вопросе на форуме началась жаркая дискуссия. Женщины рассказывали свои истории успеха, делились опытом и соображениями, что  делать. Звучали разные версии. Во-первых, нужно изменить корпоративную культуру. И сделать политику компании, как сейчас говорят, women friendly. Иными словами изменить систему, ввести в компании новые квоты. Например, в некоторых зарубежных организациях не предусмотрена медицинская страховка для членов семьи, в случае если женщина едет работать в зарубежное подразделение этой компании. И ей приходится на свои деньги покупать обратный билет домой, чтобы навестить родных. А все потому, что квоты были прописаны еще 50 лет назад, когда и в голову никому не могло прийти, что женщина может дослужиться до высокой должности.

Второй вариант решения проблемы звучит несколько философски. Если хочешь что-то изменить – измени себя. Предполагается, что женщины должны быть более профессиональными, чем их коллеги-мужчины. А также лучше справляться со стрессовыми ситуациями, стараться посещать тренинги по саморазвитию, одним словом, быть лучшей во всем. И тогда, может быть,  их оценят и продвинут по карьерной лестнице. Насколько эта модель рабочая – неизвестно. Однако очевидно, что высокие должности люди получают не только исходя из своих профессиональных заслуг. Здесь работают множество факторов: и личная симпатия, и связи или по-другому networking, и, конечно же, удача.

По завершению форума была создана инициативная группа, которая будет продолжать  работать над проблемой увеличения количества женщин-руководителей. Также было решено, что подобные обсуждения и дальше будут организовываться и проводиться. Но самое главное, изменить не только корпоративную культуру компаний, но и менталитет всего российского общества. Доказать, что женщины достойны занимать высокие позиции, быть CEO, а, главное, они способны эффективно управлять компаниями. Что, кстати, подтверждается на практике. Те компании, в состав директоров которых входят женщины, показывают лучшие финансовые результаты, нежели компании, где в руководстве нет ни одной женщины. Так что делайте выводы.

Впрочем, многое также зависит от самой женщины, ее стремлений, ценностей и приоритетов. Как сказала Анна Белова, член правления и заместитель генерального директора Сибирской угольной энергетической компании: «У каждой женщины есть шанс добиться успеха и сделать карьеру. У нее есть выбор. И только она решает, как им распорядиться». Иными словами, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Но все же даже «утопающим» нужно помогать или, во всяком случае, не мешать. Поэтому подобные форумыбудут устраиваться, и насущные проблемы женского лидерства неоднократно будут обсуждаться. Только важно, чтобы это не оставалось на уровне дискуссий.

Какие факторы важнее всего для успешной карьеры женщины

Интеллект, профессионализм, опыт, лидерские качества 47%
Хорошее образование 17%
Красота и сексапильность 28%
Наличие влиятельного покровителя 8%

Источник: опрос читателей журнала «Карьера»

TOP-10. Высказывания великих людей о женщинах в оценке читателей «Карьеры»

    >% опрошенных
1 «Женская интуиция намного точнее, чем мужская уверенность» (Редьяр Киплинг) 22
2  «Женщина - самое могущественное в мире существо, и от нее зависит направлять мужчину туда, куда его хочет повести Господь Бог» (Генрих Ибсен) 13
3 «Женское непосредственное чутье может быть иногда ценнее всяких логических доводов» (Артур Конан Дойл) 11
4-5 «Женщины имеют равные с нами права, но в их интересах не пользоваться этими правами» (Талейран) 9
«Быть женщиной очень трудно уже потому, что в основном приходится иметь дело с мужчинами» (Джозеф Конрад) 9
6-7 «Есть два способа командовать женщиной, но никто их не знает» (Фрэнк Хаббард) 7
«Как бы плохо мужчины не думали о женщинах, любая женщина думает о них еще хуже» (Никола Шамфор) 7
8-9 «Мне было бы легче примирить всю Европу, чем нескольких женщин» (Людовик XIV) 5
«С точки зрения биологии, если что-нибудь вас кусает, оно, скорее всего, женского пола» (Скотт Круз) 5
10 «Женщина царствует, но не управляет» (Дельфина Жирарден) 4

Источник: опрос читателей журнала «Карьера»

 

10 правила женского успеха в бизнесе

1. Всегда улыбайся. Если мужчина хмур и озабочен – сочтут, что он занят серьезной проблемой, если женщина – значит «дома нелады». Что делать? Улыбайся!

2. Будь последовательна. Женщин чаще всего упрекают за переменчивость и отсутствие логики. Докажи, что это не так и что системность и четкость – это твой стиль.

3. Умей договариваться. Многие предпочитают работать с мужчинами, полагая, что с ними «легче договориться». Продемонстрируй, что женщины умеют это отнюдь не хуже мужчин.

4. Забудь про «мымру». Время бесполого существа, которое «руководит чем-то», ушло в прошлое. Твой имидж – твое оружие.

5. Привлекай мужчин. Многие опасаются, что женщина-руководитель превратит компанию в «бабье царство». Избавиться от этой опасности просто: расставь на ключевые позиции мужчин.

6. Умей отступать. От женщины всегда ждут большей гибкости. И коль скоро даже великие полководцы-мужчины владели искусством отступления, то прекрасной половине человечества это тем более по плечу.

7. Обращайся за помощью. Мужчины обожают помогать «слабым женщинам»: используй это себе на благо.

8. Следуй природе. Любой коллектив – большая семья. Умей быть для кого-то – заботливой мамой, для кого-то – почтительной дочерью, а для кого-то – надежной подругой. Главное – не перепутать.

9. Используй «секретное оружие». Идеи Фрейда еще никто не отменял, а флирт по-прежнему считается одним из эффективных способов коммуникаций

10. Оставайся собой. Никогда не забывай, что руководитель ты лишь несколько часов в день, а женщина – круглосуточно и без перерывов на обед.